Шесть правил для развития речи малыша
«Ура! Вот оно — первое слово, а вот еще и еще. Ну, слава Богу, он заговорил! Теперь порядок!» — так, или приблизительно так, думает родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребёнка на пути овладения родным языком. Не спешите успокаиваться. Теперь вам предстоит самое сложное — закрепить интерес малыша к речи. Вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника.
Правило первое: не угадывайте мысли ребёнка!
Представьте себе ситуацию:
Ребёнок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Всё, ребёнок получил самое дорогое — похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем ещё что-то пытаться сказать? Мама и так всё рассказала.
Не нужно угадывать мысли ребёнка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если вы и знаете буквально, что ответит вам ваше чадо. Будет больше пользы, если вы спросите у своего малыша:
- «А кошечка большая или маленькая?»
- «Какого цвета она?»
- «Сколько лапок у кошки?»
- «Сколько ушек, глазок?»
Выслушивайте ответы малыша, добавьте или поправьте его, если потребуется.
Правило второе: разговаривайте со своим ребёнком!
Разговаривайте со своим ребёнком, а не возле него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. При этом помните, что ребёнку при ответе на ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпеливы. Когда ребёнок ответит, задавайте вопросы ещё и ещё. Пусть ребёнок говорит и рассказывает. Помните, ребёнок в этом возрасте размышляет вслух. То есть вы легко можете проследить, как мыслит ваш малыш.
Правило третье: учите ребёнка говорить предложениями!
Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, указывая на предмет, узнайте у малыша, что это, затем — зачем это нужно. Повторите вслух всё, что сказал ваш малыш.
Правило четвёртое: переживайте день ещё раз!
Вечером, перед сном, вспомните всё, что вы с ребёнком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел ваш ребёнок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если ваш ребёнок был сегодня не с вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового, чем занимался в течение дня.
Правило пятое: описывайте предметы сами и просите описать предмет малыша!
Каждый раз, когда вы видите что-то яркое и интересное, обращайте внимание ребёнка на это и рассказывайте ему об этом предмете. Например: увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребёнка на это облако, расскажите ему, что облако — белое, похожее на барашка, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. В следующий раз, когда вы с вашим ребёнком увидите красивое облако, попросите малыша рассказать о нём. Таким образом вы развиваете не только речь ребёнка, но и его воображение.
Правило шестое: говорите правильно!
Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребёнком.
Ребёнок всегда должен слышать правильную грамотную речь и подражать ей. Запомните: ваш ребёнок — это ваше зеркало. Всё, что вы говорите, всё, что вы делаете, говорит и делает ваш малыш.