Перейти к основному содержимому

Игры для развития речи и словаря у детей

1. «Один — много»

Цель: научить образовывать множественное число существительных.

Ход игры:
Ведущий говорит слова:
«Мы волшебники немного — был один, а стало много!»,
после чего называет слово в единственном числе. Ребёнок называет его во множественном.

game-1.jpg

Примеры слов:
помидор — помидоры,
баклажан — баклажаны,
перец — перцы,
кабачок — кабачки,
тыква — тыквы и т.д.

Методические рекомендации:
Слова желательно подбирать в рамках одной лексической темы (например: игрушки, животные, транспорт, времена года).
Игра предназначена для детей от 5 лет.


2. «У кого — кто?»

Цель: научить образовывать существительные во множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование:
Картинки с изображением животных и их детёнышей (формат лото).

Ход игры:
Ведущий предлагает ребёнку подобрать каждому животному его детёнышей и назвать их.

Примеры слов:
у белки — бельчата,
у зайчихи — зайчата,
у слонихи — слонята,
у лисы — лисята,
у волчихи — волчата,
у тигрицы — тигрята,
у львицы — львята,
у медведицы — медвежата и т.д.

Методические рекомендации:
Следить за правильностью окончаний существительных.
Игра предназначена для детей от 5 лет.

game-2.jpg


3. «Назови, какой сок?» / «Назови, какое варенье?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Оборудование:

  • Для игры «Назови, какой сок?» — карточки со стаканами и изображениями фруктов (можно использовать наклейки).
  • Для игры «Назови, какое варенье?» — карточки с изображением банок с фруктами.

Ход игры:
Ведущий показывает ребёнку картинку и задаёт вопрос:

  • «Назови, какой сок делают из яблок?»
  • «Назови, какое варенье делают из вишни?»
    Ребёнок отвечает.

Примеры слов:

  • Сок: яблочный, грушевый, сливовый, вишнёвый, лимонный.
  • Варенье: абрикосовое, вишнёвое, малиновое и т.д.

Методические рекомендации:
Следить за правильностью окончаний.
В качестве поощрения можно использовать фишки, вырезанные из старых открыток.

game-3.jpg


4. Приёмы закрепления графических образов букв

1. Выкладывание буквы из конструктора

Используется любой подходящий конструктор — например, LEGO или пластмассовые детали.

game-4.jpg

2. Выкладывание букв из подручных материалов

Материалы:

  • мебельные заклёпки,
  • бусины различной формы,
  • фасоль,
  • пуговицы и т.д.

game-5.jpg game-6.jpg

3. Обрывание бумаги

Материалы:

  • цветная бумага,
  • газеты,
  • журналы.

game-7.jpg

Буквы можно "рисовать" с помощью обрывков — это развивает мелкую моторику и зрительное восприятие.

4. Использование массы для лепки

Масса для лепки имеет преимущества:

  • мягкая и эластичная,
  • готова к использованию сразу,
  • не пачкается,
  • не оставляет жирных следов на бумаге.

game-8.jpg

Приёмы работы:

  • Лепка объёмной буквы.

game-9.jpg

  • Раскатать массу и «писать» на ней стекой или ручкой с засохшим стержнем.Ошибку легко исправить с помощью специального катка.

game-10.jpg

  • Выкладывание буквы из сплющенных шариков.

game-11.jpg