Игры для развития речи и словаря у детей
1. «Один — много»
Цель: научить образовывать множественное число существительных.
Ход игры:
Ведущий говорит слова:
«Мы волшебники немного — был один, а стало много!»,
после чего называет слово в единственном числе. Ребёнок называет его во множественном.
Примеры слов:
помидор — помидоры,
баклажан — баклажаны,
перец — перцы,
кабачок — кабачки,
тыква — тыквы и т.д.
Методические рекомендации:
Слова желательно подбирать в рамках одной лексической темы (например: игрушки, животные, транспорт, времена года).
Игра предназначена для детей от 5 лет.
2. «У кого — кто?»
Цель: научить образовывать существительные во множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование:
Картинки с изображением животных и их детёнышей (формат лото).
Ход игры:
Ведущий предлагает ребёнку подобрать каждому животному его детёнышей и назвать их.
Примеры слов:
у белки — бельчата,
у зайчихи — зайчата,
у слонихи — слонята,
у лисы — лисята,
у волчихи — волчата,
у тигрицы — тигрята,
у львицы — львята,
у медведицы — медвежата и т.д.
Методические рекомендации:
Следить за правильностью окончаний существительных.
Игра предназначена для детей от 5 лет.
3. «Назови, какой сок?» / «Назови, какое варенье?»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные.
Оборудование:
- Для игры «Назови, какой сок?» — карточки со стаканами и изображениями фруктов (можно использовать наклейки).
- Для игры «Назови, какое варенье?» — карточки с изображением банок с фруктами.
Ход игры:
Ведущий показывает ребёнку картинку и задаёт вопрос:
- «Назови, какой сок делают из яблок?»
- «Назови, какое варенье делают из вишни?»
Ребёнок отвечает.
Примеры слов:
- Сок: яблочный, грушевый, сливовый, вишнёвый, лимонный.
- Варенье: абрикосовое, вишнёвое, малиновое и т.д.
Методические рекомендации:
Следить за правильностью окончаний.
В качестве поощрения можно использовать фишки, вырезанные из старых открыток.
4. Приёмы закрепления графических образов букв
1. Выкладывание буквы из конструктора
Используется любой подходящий конструктор — например, LEGO или пластмассовые детали.
2. Выкладывание букв из подручных материалов
Материалы:
- мебельные заклёпки,
- бусины различной формы,
- фасоль,
- пуговицы и т.д.
3. Обрывание бумаги
Материалы:
- цветная бумага,
- газеты,
- журналы.
Буквы можно "рисовать" с помощью обрывков — это развивает мелкую моторику и зрительное восприятие.
4. Использование массы для лепки
Масса для лепки имеет преимущества:
- мягкая и эластичная,
- готова к использованию сразу,
- не пачкается,
- не оставляет жирных следов на бумаге.
Приёмы работы:
- Лепка объёмной буквы.
- Раскатать массу и «писать» на ней стекой или ручкой с засохшим стержнем.Ошибку легко исправить с помощью специального катка.
- Выкладывание буквы из сплющенных шариков.