Перейти к основному содержимому

Отчёт о проведении недели логопедии

Подготовили: учителя-логопеды

Слободчикова Л.А.
Кирочкина О.И.

2011 г.


Содержание:

  • Пояснительная записка
  • Вводная часть
  • Практическая часть
  • Итоги недели логопедии
  • Приложения

«Природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собой… На сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».
— К.С. Станиславский


1. Пояснительная записка

Перед началом недели логопедии, которую мы посвятили театрализованной деятельности детей, был организован круглый стол для участников коррекционного процесса (воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог). По итогам обсуждения был выработан план действий, определены направления работы, поставлены цели и задачи для всех специалистов.


2. Вводная часть

Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, ребенок осваивает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и переносит полученный опыт в повседневную жизнь. Особенно ярко это проявляется в сказках, где животные, растения и природные явления наделяются человеческими чертами и качествами.

Все речевые действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста — игру. Именно игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка, прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль — это внешняя опора, помогающая ребенку управлять своим поведением и раскрывать свой потенциальный коммуникативный ресурс.

В качестве речевого материала для сценического воплощения мы предлагаем использовать русские народные сказки, которые стимулируют как речевую, так и эмоциональную активность ребенка. Работа с ними способствует развитию творческого воображения, активизации сенсорных систем (зрение, слух, осязание), пространственно-моторных механизмов.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передавать свои эмоции и чувства не только в повседневной речи, но и публично. Привычка к выразительной публичной речи, необходимая для успешного школьного обучения, формируется именно через участие в театральных выступлениях.

Цель: создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации к устранению собственных речевых недостатков через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих предметы, действия, признаки).
  • Отработка дикции, автоматизация поставленных звуков.
  • Закрепление навыков использования прямой и косвенной речи.
  • Совершенствование монологической и диалогической речи.
  • Воспитание культуры речевого общения, умения работать согласованно в коллективе.

Этапы работы:

  1. Ознакомление с произведением, распределение ролей с учётом возрастной категории. Для старших детей — обязательно учитываются личные предпочтения.
  2. Обогащение словаря по данной и смежным темам (например, дикие животные, птицы, фрукты).
  3. Разучивание текста, «подгонка» ролей под конкретного ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз — только при репетиции, не при чтении произведения полностью).
  4. Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиши, декорации) детьми и с участием родителей.
  5. Подбор музыкального сопровождения. В старшей группе — привлечение детей к выбору и исполнению.
  6. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки: сначала индивидуально, затем в малых группах, и, наконец, общая игра-драматизация.

Направления работы специалистов:

Музыкальный руководитель:

  • Работа с голосом: подбор высоты и тембра для каждого героя.
  • Выбор музыкальных отрывков, соответствующих характеру персонажа.
  • Ритмические упражнения с переключением внимания: «как только зазвучит музыка — вы превращаетесь в…».
  • Обучение детей музыкальному сопровождению.

Воспитатель:

  • Чтение художественной литературы.
  • Обогащение словаря.
  • ИЗО-деятельность: работа с цветом, формой, тактильные ощущения (лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру).
  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, речь с движением — как мини-спектакль.

Логопед:

  • Артикуляционная гимнастика: в театральной форме («покажи, как волк скалит клыки», «как дышит собачка» и т.п.).
  • Упражнения для развития интонационной выразительности речи (в младшем возрасте — звукоподражания).
  • Логоритмика без музыки — «речь с движением».
  • Коррекционно-развивающие игры:
    • на развитие памяти и словарного запаса: загадки, «четвёртый лишний»;
    • на слуховое восприятие: «узнай героя по описанию», «нарисуй по описанию», «найди ошибку»;
    • на логическое мышление: «что сначала, что потом»;
    • на грамматические навыки: упражнения на словоизменение и словообразование;
    • на звуко-слоговую структуру: «кто быстрее дойдёт до леса»;
    • на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, теневой театр;
    • на развитие лексики (обогащение за счёт смежных тем);
    • на эмоциональное развитие, мимику и пантомиму.

План проведения недели логопедии

День первый — ПОНЕДЕЛЬНИК

Тема: «Дикие животные» (старшая группа)
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить с дикими животными и их детёнышами
  • Обучить употреблению предлогов из-за, из-под
  • Закрепить уменьшительно-ласкательную форму существительных
  • Обучить составлению сложных предложений

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речевое дыхание, память, мышление, внимание, мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать гуманное отношение к диким животным

Оборудование

Бумажные веточки деревьев, картинки с изображением диких животных, игрушка «Старичок-Лесовичок», зимний лес, доктор Айболит, бельчонок, шишки.

Деятельность по направлениям

СпециалистМероприятие
ЛогопедЛексика: «Дикие животные»
ВоспитателиЗакрепление знаний о диких животных, активизация словаря
Музыкальный руководительРазвитие интонационной выразительности. Работа над ролями. Подвижная игра «Ёжик»
Педагог-психологМимические упражнения: «Лисичка высматривает мышку». Психогимнастика

День второй — ВТОРНИК

Тема: «Перелётные птицы»
Цель: Расширение словаря и развитие связной речи.

Задачи

  • Закрепление знаний о перелётных птицах
  • Формирование описательных рассказов
  • Развитие монологической речи
  • Развитие координации речи с движением

Деятельность по направлениям

СпециалистМероприятие
ЛогопедГрамматические игры и упражнения: «Где живут звери?», «Кому это нужно?», «Кто с кем играет?», «У кого кто?», «Четвёртый лишний»
ВоспитателиСоставление описательных рассказов. Работа с темой «перелётные птицы»
Музыкальный руководительРитмическая разминка «Птицы летят». Музыкальная минутка: «Хор птиц» Н. Римского-Корсакова
Педагог-психологМимические упражнения: «Прощание с птицами». Психогимнастика. Пластические этюды: «Медведь и пчёлы», «Ёжик», «Ссора», «Заблудились в лесу». Развитие эмоциональной выразительности. Релаксация: звучание мелодии «Затерянные облака»

День третий — СРЕДА

Тема: «Фрукты»
Цель: Формирование и активизация лексики по теме, развитие связной речи.

Задачи

  • Закрепление знаний о фруктах
  • Составление описательных рассказов
  • Развитие монологической речи

Деятельность по направлениям

СпециалистМероприятие
ЛогопедЛексико-грамматические упражнения: «В саду», «Посчитай фрукты»
ВоспитателиЗакрепление знаний о фруктах
Музыкальный руководительХоровод «Яблонька». Игра «Яблочко золотое»
Педагог-психологМимические упражнения: «Сладкое яблоко». Пластические этюды: «Попробуем яблоко», «Угостим зверушек», «Необычное дерево». Релаксация с тканью зелёного цвета и фотографиями фруктов

День четвёртый — ЧЕТВЕРГ

Тема: Инсценировка сказки В. Сутеева «Яблоко»

Цель: Применение полученных знаний и развитие творческих способностей детей через театрализацию.

Задачи

  • Развитие связной речи, коммуникативных навыков
  • Формирование выразительности речи и эмоционального восприятия
  • Развитие воображения, мимики и моторики

Деятельность по направлениям

СпециалистМероприятие
ЛогопедРабота с текстом сказки, подготовка к инсценировке, постановка речевых задач
ВоспитателиРабота над поведением героев, обсуждение поступков персонажей
Музыкальный руководительПодбор музыкального сопровождения. Репетиция с музыкальными паузами
Педагог-психологМимические и пластические этюды, упражнения на выразительность, снятие тревожности

Ход занятия: «Дикие животные»

Возрастная группа: старшая
Специалист: логопед


I. Организационный момент

Логопед:
— Сядет тот, кто назовёт любого домашнего животного.

Дети по очереди называют: кошка, собака, коза и т. д.


II. Введение в тему

Логопед:
— Ребята, представим, что мы оказались в сказочном, осеннем лесу.
Показ иллюстрации осеннего леса.
— Вы слышите, как дует ветер? Подуйте на веточки и покажите, как ветер шуршит листвой.

Дети дуют на бумажные веточки, имитируют звук ветра.


III. Сообщение темы занятия

Логопед:
— Как вы думаете, кто живёт в лесу?

Дети:
— В лесу живут дикие животные.

Логопед:
— Верно! Сегодня на занятии мы будем говорить о диких животных.


IV. Изучение нового материала

1. Отгадывание загадок от Старичка-Лесовичка

(Появляется игрушка — Старичок-Лесовичок.)

Логопед:
— Лесовичок приготовил вам загадки. Отгадав их, мы узнаем, кто живёт в зимнем лесу.

Загадки и показ картинок:

  • Зимой белый, летом серый. (Заяц)
  • Хитрая, проворная, рыжая, кур таскает. (Лиса)
  • Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
  • Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
  • Рыжий маленький зверёк по деревьям — скок-поскок. (Белка)

Логопед:
— Как можно одним словом назвать всех, кого мы сегодня отгадали?

Дети:
— Дикие животные.


2. Дидактическая игра «Кто с кем?»

Сюжет:
Наступили холода. Дикие животные простудились и пришли на приём к доктору Айболиту.

(Показ иллюстрации с доктором Айболитом и животными.)

Задание:
— Назовите, кто пришёл к доктору.

Дети называют: медведь, лиса, волк, белка, заяц.


3. Игра «Посмотри и запомни»

(Показ картинок мест обитания животных.)

Логопед:
— Белка с бельчонком прибежали из дупла, медведь с медвежонком — из берлоги, лиса с лисёнком — из норы.
— Доктор прописал им лечебную зарядку с шишками.


V. Физминутка с шишками

(Упражнение на развитие моторики и дыхания.)

Инструкция:
Дети берут в руки по шишке. Выполняют движения сжатия и разжатия кулачков, проговаривая:

Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
А у ёлки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.


4. Поиск бельчонка

Сюжет:
Бельчонок испугался доктора Айболита и спрятался.

Логопед:
— Поможем маме-бельчихе найти бельчонка?

(Показ изображения бельчонка за мебелью.)

Диалог:

  • Логопед: Куда спрятался бельчонок?

  • Дети: За шкаф.

  • Логопед: Откуда мы его достали?

  • Дети: Из-за шкафа.

  • Логопед: А потом куда он спрятался?

  • Дети: Под стул.

  • Логопед: Откуда достали?

  • Дети: Из-под стула.


5. Дидактическая игра «Посмотри и назови»

Игра на закрепление лексики по теме.


VI. Закрепление

1. Игра «Послушай и повтори»

Логопед:
— К доктору Айболиту записались на приём детёныши диких животных.
— Повторите за мной: бельчонок, зайчонок, волчонок, лисёнок.

Дети хором повторяют.


2. Дидактическая игра «Назови ласково»

Логопед:
— Когда доктор Айболит лечил диких животных, он называл их ласково.
— Ежа он называл ежонком. Продолжите ласково для других животных:

  • Белку —
  • Медведя —
  • Зайца —
  • Лису —
  • Волка —

Дети отвечают: бельчонок, медвежонок, зайчонок, лисёнок, волчонок.

Логопед:
— Правильно! Диких животных надо любить и бережно к ним относиться, как это делает доктор Айболит.


3. Дидактическая игра «Назови домик»

Логопед:
— Потом дикие животные отправились по своим домам. А как называются дома у этих животных?

(Показ картинок или слов.)

  • Дом медведя — берлога
  • Дом лисы — нора
  • Дом белки — дупло
  • Дом волка — логово

День второй (вторник)

Тема: «Перелётные птицы» (подготовительная группа №1)

Цель:
Расширение и активизация словаря, закрепление знаний о признаках весны и перелётных птицах.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: закрепить признаки весны, расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
  • Коррекционно-развивающие: развитие речевой активности, внимания, мышления, моторики и творческого воображения.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества и бережного отношения к природе.

Оборудование:
Картинки перелётных птиц, разрезные картинки для игры «Собери картинку», карточки для игр «Считай и называй», сюжетные картинки к сказке «Грач, Росток и Гусеница», мяч.


Ход занятия

1. Организационный момент

Игровое упражнение с мячом «Назови признаки осени»

Логопед:
— Сейчас по очереди называйте признаки осени и передавайте мяч соседу. Начинайте предложение со слов «Осенью…».


2. Введение в тему

Логопед:
— Сегодня продолжим разговор о перелётных птицах. Вы уже много знаете о них. Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.

Загадки и ответы:

  • Чёрный, проворный, кричит «Крак», червякам враг. — Грач
  • На шесте дворец, во дворе певец. — Скворец
  • Кто на ёлке счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? — Кукушка
  • Камнем падает с высот, в полях поёт. — Лесной сверчок (возможно, певчий дрозд)
  • Прилетает с теплом, лепит домик из травы и глины. — Ласточка
  • Бродит по болотам, ловит лягушек. — Цапля

Логопед:
— Повторим названия птиц.
— Почему мы этих птиц не видели зимой?
— Правильно, они улетали в тёплые края. Такие птицы называются перелётными птицами.


3. Игра «Собери картинку»

Логопед:
— Возьмите конверты с разрезанными картинками птиц и попробуйте собрать их целиком. Если трудно — я помогу, покажу целую картинку.
— Расскажите, кого вы собрали?

Дети называют птиц.
— Молодцы! Сложите части обратно в конверты.


4. Упражнение «Выпусти птицу»

Логопед:
— Представьте, что птица сидит в клетке. Мы будем поочерёдно приподнимать пальцы и «выпускать» птицу, произнося: «Я из клетки выпущу…» (пальцы поднимаются один за другим).
— Повторите с обеих рук.

5. Игра с мячом «У кого кто»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят).

Ход:
Логопед приглашает детей на ковер.
— Давайте поиграем в игру с мячом «У кого кто». Я буду бросать вам «звучащий» мяч, называть взрослую птицу, а вы ловите мяч, называете птенцов этой птицы и бросаете мяч мне обратно.

Пример:
— Грач — грачата.
— Скворец — скворчата.
— Ласточка — ласточата.
— Дрозд — дроздята.
— Стриж — стрижата.
— Журавль — журавлята.
— Кукушка — кукушата.


6. Динамическая пауза «Кто как передвигается?»

Цель: развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности, совершенствование грамматического строя речи (изменение существительных по падежам).

Ход:
Логопед нацеливает детей показать, как передвигаются разные животные и птицы:
— Вокруг себя повернитесь и превратитесь в ласточку!
— А теперь в медведя!
— В белку!
— В цаплю!
— В зайца!
— В змею!
— В грача!
— В петуха!

И в конце:
— Вокруг себя повернитесь и превратитесь обратно в детей!
— Каких птиц вы изображали? (Ответы детей: ласточка, цапля, грач, петух и др.)


7. Игра «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).

Ход:
Детям показывают картинку и произносят предложение с ошибкой в предлоге. Ребенок должен исправить ошибку.

Пример:
— Скворец на скворечнике. (Правильно: в скворечнике.)
— Скворец вылетел от скворечника. (Правильно: из скворечника.)
— Аист улетает с поля. (Правильно: из поля.)

Логопед проводит такую работу с несколькими предложениями.


8. Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

  • «Голодные птенчики» — широко открывать рот и произносить слоги «Ам-ам-ам…» (язык на дне ротовой полости).
  • «Птенчики глотают пищу» — имитация глотания.
  • «Клювы разных птиц» — втягивать щеки, губы сомкнуты и вытянуты вперёд.
  • «Птенчики ждут пищу» — сделать «чашечку» из языка и удерживать счет до 6.
  • «Очень вкусная пища!» — присосать широкий язык к небу, произносить звук «а».
  • «Дятел» — поднять язык за верхние зубы и постукивать, произнося «тдд-тдд…».
  • «Аист» — вытянуть острый язык как можно дальше и удерживать счет до 6-8.

Дети работают перед зеркалами. Каждое упражнение повторяется 3–4 раза, после каждого даётся время на расслабление.


9. Упражнение «Считай и называй»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным), развитие навыков счета до 5.

Ход:
— Я сфотографировала птиц. Помогите посчитать, сколько их на фотографиях.
Каждый ребёнок получает свою фотографию и считает птиц. Затем каждый называет количество:
— Сколько грачей на твоей фотографии?
— На моей фотографии пять грачей.

Логопед подводит итог:
— Молодцы! Вы отлично посчитали птиц.


10. Итог занятия

Логопед:
— Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. В какие игры играли? Что вам понравилось делать?

(Дети делятся впечатлениями.)

День третий (среда)

Тема: «ФРУКТЫ»

Цель

Расширение и активизация словаря.

Задачи

  • Учить образовывать от существительных прилагательные.
  • Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
  • Учить согласовывать числительные с существительными.
  • Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
  • Развивать фонематическое восприятие и мышление.
  • Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать зрительно-предметный гнозис.
  • Развивать плавный речевой выдох.

Оборудование

  • Картинки с изображением фруктов
  • Мяч
  • Вырезанные из цветной бумаги фрукты на ниточках
  • План-схема для составления описательного рассказа
  • Муляжи или картинки фруктов для счета

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: «Сядет тот, кто назовет фрукты.»

Логопед выставляет на панно картинки и задает вопросы:
— Какой? Какая? Какое?

Примеры:

  • Лимон — желтый, сочный, кислый, овальный
  • Апельсин — оранжевый, круглый, сладкий, сочный
  • Груша — сладкая, желтая, сочная, твердая
  • Яблоко — сладкое, красное, сочное, круглое
  • Слива — синяя, овальная, сладкая, сочная
  • Персик — круглый, сочный, розовый, сладкий

II. Игра с мячом «Найди быстро ошибку»

Логопед произносит предложение и бросает мяч детям. Ребенок ловит мяч, находит и исправляет ошибку, бросает мяч обратно.

Примеры:

  • На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут? (Правильно — красивые)
  • Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай? (богатый)
  • Мама купила дочке (сладко) персик. Какой? (сладкий)
  • Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие? (грязные)
  • В магазине купили (крупно) сливы. Какие? (крупные)

III. Индивидуальная работа

Логопед предлагает выбрать фрукт, назвать его и показать на картинке.


IV. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Последовательно загибать пальцы под стишок:

  • Палец толстый и большой — в сад за сливами пошел.
  • Указательный — указал дорогу.
  • Средний — сбивает сливы с ветки.
  • Безымянный — ест сливы.
  • Мизинчик — косточки сажает.

V. Вопросы по фруктам (для закрепления):

  • Что это?
  • Какого цвета?
  • Где растет?
  • Какой формы?
  • Какой на вкус?
  • Что из него можно приготовить?

VI. Физминутка «Садовник»

Движения под стихотворение (идут по кругу, делают движения руками, имитируют посадку, побелку деревьев, починку забора, молоток и т.д.).

В круг выходит ребенок — «садовник», который раздает «награды» (фрукты).


VII. Игра «Какие ты видишь фрукты?»

Логопед показывает картинку.
Дети называют увиденные фрукты.


VIII. Игра «Посчитаем фрукты»

Логопед предлагает считать фрукты:

  • Одно яблоко, два яблока, три яблока, …
  • Один банан, два банана, три банана, …
  • Одна груша, две груши, три груши, …

Итог: «Все фрукты посчитали — молодцы!»


IX. Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед называет фрукт, дети отвечают, что из него можно приготовить:

  • Яблоко — яблочный сок, пирог, компот
  • Слива — сливовый сок, варенье, компот
  • Груша — грушевый сок, компот
  • Ананас — ананасовый сок

X. Игра «Доскажи словечко»

Логопед начинает фразу, дети заканчивают:

  • Апельсин, арбуз, персик, виноград…
  • Спорим мы с братом доныне, что вкусней — арбуз или …?
  • Не растут на елках… (виноград, гранаты и т.п.)
  • Гость тропический у нас — длиннохвостый … (ананас).
  • Любят сладкие … (фрукты).

XI. Итог занятия

Логопед спрашивает детей, о чем говорили на занятии, что понравилось.

Краткая оценка работы детей.

День четвёртый (четверг): Инсценировка сказки В. Сутеева «Яблоко»

Цель занятия

  • Воспитывать любовь к театрализованной деятельности
  • Развивать творческую активность
  • Пополнять знания о диких животных
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи

Сценарий инсценировки

Вступление автора:

Стояла поздняя осень, листья с деревьев опали, на яблоне висело одно единственное яблоко.

Действующие лица и действия:

  • Заяц — скачет к яблоне, пытается достать яблоко — прыгает
  • Ворона — летит, сидит на ёлке, смеётся, потом перелетает на яблоню, срывает яблоко, но оно падает
  • Яблоко — шипит и падает на Ёжа
  • Ёж — спит под яблоней, яблоко цепляется за колючки, он бежит
  • Заяц — бежит за Ёжом, спорят о яблоке
  • Ворона — тоже претендует на яблоко
  • Медведь — появляется, рассуждает, мирит всех, предлагает разделить яблоко на части

Итог:

  • Каждый получает часть яблока и все довольны
  • Звери танцуют и веселятся

Дополнительные задания и активности

  • Пальчиковая гимнастика, ритмические движения
  • Игра на развитие интонационной выразительности речи
  • Работа с индивидуальными тетрадями логопеда
  • Рисование и творческая деятельность:
    • Обводка силуэтов диких животных
    • Изготовление карточек с правилами поведения в группе и библиотеке
  • Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Итог недели логопедии

  • Театрализованная деятельность способствует коррекции речи, развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков
  • Формируется основа образного мышления, важная для подготовки к школе