Отчёт о проведении недели логопедии
Подготовили: учителя-логопеды
Слободчикова Л.А.
Кирочкина О.И.
2011 г.
Содержание:
- Пояснительная записка
- Вводная часть
- Практическая часть
- Итоги недели логопедии
- Приложения
«Природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собой… На сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».
— К.С. Станиславский
1. Пояснительная записка
Перед началом недели логопедии, которую мы посвятили театрализованной деятельности детей, был организован круглый стол для участников коррекционного процесса (воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог). По итогам обсуждения был выработан план действий, определены направления работы, поставлены цели и задачи для всех специалистов.
2. Вводная часть
Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, ребенок осваивает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и переносит полученный опыт в повседневную жизнь. Особенно ярко это проявляется в сказках, где животные, растения и природные явления наделяются человеческими чертами и качествами.
Все речевые действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста — игру. Именно игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка, прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль — это внешняя опора, помогающая ребенку управлять своим поведением и раскрывать свой потенциальный коммуникативный ресурс.
В качестве речевого материала для сценического воплощения мы предлагаем использовать русские народные сказки, которые стимулируют как речевую, так и эмоциональную активность ребенка. Работа с ними способствует развитию творческого воображения, активизации сенсорных систем (зрение, слух, осязание), пространственно-моторных механизмов.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передавать свои эмоции и чувства не только в повседневной речи, но и публично. Привычка к выразительной публичной речи, необходимая для успешного школьного обучения, формируется именно через участие в театральных выступлениях.
Цель: создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации к устранению собственных речевых недостатков через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих предметы, действия, признаки).
- Отработка дикции, автоматизация поставленных звуков.
- Закрепление навыков использования прямой и косвенной речи.
- Совершенствование монологической и диалогической речи.
- Воспитание культуры речевого общения, умения работать согласованно в коллективе.
Этапы работы:
- Ознакомление с произведением, распределение ролей с учётом возрастной категории. Для старших детей — обязательно учитываются личные предпочтения.
- Обогащение словаря по данной и смежным темам (например, дикие животные, птицы, фрукты).
- Разучивание текста, «подгонка» ролей под конкретного ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз — только при репетиции, не при чтении произведения полностью).
- Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиши, декорации) детьми и с участием родителей.
- Подбор музыкального сопровождения. В старшей группе — привлечение детей к выбору и исполнению.
- Репетиции с использованием мимики, жестов, походки: сначала индивидуально, затем в малых группах, и, наконец, общая игра-драматизация.
Направления работы специалистов:
Музыкальный руководитель:
- Работа с голосом: подбор высоты и тембра для каждого героя.
- Выбор музыкальных отрывков, соответствующих характеру персонажа.
- Ритмические упражнения с переключением внимания: «как только зазвучит музыка — вы превращаетесь в…».
- Обучение детей музыкальному сопровождению.
Воспитатель:
- Чтение художественной литературы.
- Обогащение словаря.
- ИЗО-деятельность: работа с цветом, формой, тактильные ощущения (лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру).
- Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, речь с движением — как мини-спектакль.
Логопед:
- Артикуляционная гимнастика: в театральной форме («покажи, как волк скалит клыки», «как дышит собачка» и т.п.).
- Упражнения для развития интонационной выразительности речи (в младшем возрасте — звукоподражания).
- Логоритмика без музыки — «речь с движением».
- Коррекционно-развивающие игры:
- на развитие памяти и словарного запаса: загадки, «четвёртый лишний»;
- на слуховое восприятие: «узнай героя по описанию», «нарисуй по описанию», «найди ошибку»;
- на логическое мышление: «что сначала, что потом»;
- на грамматические навыки: упражнения на словоизменение и словообразование;
- на звуко-слоговую структуру: «кто быстрее дойдёт до леса»;
- на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, теневой театр;
- на развитие лексики (обогащение за счёт смежных тем);
- на эмоциональное развитие, мимику и пантомиму.
План проведения недели логопедии
День первый — ПОНЕДЕЛЬНИК
Тема: «Дикие животные» (старшая группа)
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить с дикими животными и их детёнышами
- Обучить употреблению предлогов из-за, из-под
- Закрепить уменьшительно-ласкательную форму существительных
- Обучить составлению сложных предложений
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевое дыхание, память, мышление, внимание, мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать гуманное отношение к диким животным
Оборудование
Бумажные веточки деревьев, картинки с изображением диких животных, игрушка «Старичок-Лесовичок», зимний лес, доктор Айболит, бельчонок, шишки.
Деятельность по направлениям
Специалист | Мероприятие |
---|---|
Логопед | Лексика: «Дикие животные» |
Воспитатели | Закрепление знаний о диких животных, активизация словаря |
Музыкальный руководитель | Развитие интонационной выразительности. Работа над ролями. Подвижная игра «Ёжик» |
Педагог-психолог | Мимические упражнения: «Лисичка высматривает мышку». Психогимнастика |
День второй — ВТОРНИК
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: Расширение словаря и развитие связной речи.
Задачи
- Закрепление знаний о перелётных птицах
- Формирование описательных рассказов
- Развитие монологической речи
- Развитие координации речи с движением
Деятельность по направлениям
Специалист | Мероприятие |
---|---|
Логопед | Грамматические игры и упражнения: «Где живут звери?», «Кому это нужно?», «Кто с кем играет?», «У кого кто?», «Четвёртый лишний» |
Воспитатели | Составление описательных рассказов. Работа с темой «перелётные птицы» |
Музыкальный руководитель | Ритмическая разминка «Птицы летят». Музыкальная минутка: «Хор птиц» Н. Римского-Корсакова |
Педагог-психолог | Мимические упражнения: «Прощание с птицами». Психогимнастика. Пластические этюды: «Медведь и пчёлы», «Ёжик», «Ссора», «Заблудились в лесу». Развитие эмоциональной выразительности. Релаксация: звучание мелодии «Затерянные облака» |
День третий — СРЕДА
Тема: «Фрукты»
Цель: Формирование и активизация лексики по теме, развитие связной речи.
Задачи
- Закрепление знаний о фруктах
- Составление описательных рассказов
- Развитие монологической речи
Деятельность по направлениям
Специалист | Мероприятие |
---|---|
Логопед | Лексико-грамматические упражнения: «В саду», «Посчитай фрукты» |
Воспитатели | Закрепление знаний о фруктах |
Музыкальный руководитель | Хоровод «Яблонька». Игра «Яблочко золотое» |
Педагог-психолог | Мимические упражнения: «Сладкое яблоко». Пластические этюды: «Попробуем яблоко», «Угостим зверушек», «Необычное дерево». Релаксация с тканью зелёного цвета и фотографиями фруктов |
День четвёртый — ЧЕТВЕРГ
Тема: Инсценировка сказки В. Сутеева «Яблоко»
Цель: Применение полученных знаний и развитие творческих способностей детей через театрализацию.
Задачи
- Развитие связной речи, коммуникативных навыков
- Формирование выразительности речи и эмоционального восприятия
- Развитие воображения, мимики и моторики
Деятельность по направлениям
Специалист | Мероприятие |
---|---|
Логопед | Работа с текстом сказки, подготовка к инсценировке, постановка речевых задач |
Воспитатели | Работа над поведением героев, обсуждение поступков персонажей |
Музыкальный руководитель | Подбор музыкального сопровождения. Репетиция с музыкальными паузами |
Педагог-психолог | Мимические и пластические этюды, упражнения на выразительность, снятие тревожности |
Ход занятия: «Дикие животные»
Возрастная группа: старшая
Специалист: логопед
I. Организационный момент
Логопед:
— Сядет тот, кто назовёт любого домашнего животного.
Дети по очереди называют: кошка, собака, коза и т. д.
II. Введение в тему
Логопед:
— Ребята, представим, что мы оказались в сказочном, осеннем лесу.
Показ иллюстрации осеннего леса.
— Вы слышите, как дует ветер? Подуйте на веточки и покажите, как ветер шуршит листвой.
Дети дуют на бумажные веточки, имитируют звук ветра.
III. Сообщение темы занятия
Логопед:
— Как вы думаете, кто живёт в лесу?
Дети:
— В лесу живут дикие животные.
Логопед:
— Верно! Сегодня на занятии мы будем говорить о диких животных.
IV. Изучение нового материала
1. Отгадывание загадок от Старичка-Лесовичка
(Появляется игрушка — Старичок-Лесовичок.)
Логопед:
— Лесовичок приготовил вам загадки. Отгадав их, мы узнаем, кто живёт в зимнем лесу.
Загадки и показ картинок:
- Зимой белый, летом серый. (Заяц)
- Хитрая, проворная, рыжая, кур таскает. (Лиса)
- Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
- Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Рыжий маленький зверёк по деревьям — скок-поскок. (Белка)
Логопед:
— Как можно одним словом назвать всех, кого мы сегодня отгадали?
Дети:
— Дикие животные.
2. Дидактическая игра «Кто с кем?»
Сюжет:
Наступили холода. Дикие животные простудились и пришли на приём к доктору Айболиту.
(Показ иллюстрации с доктором Айболитом и животными.)
Задание:
— Назовите, кто пришёл к доктору.
Дети называют: медведь, лиса, волк, белка, заяц.
3. Игра «Посмотри и запомни»
(Показ картинок мест обитания животных.)
Логопед:
— Белка с бельчонком прибежали из дупла, медведь с медвежонком — из берлоги, лиса с лисёнком — из норы.
— Доктор прописал им лечебную зарядку с шишками.
V. Физминутка с шишками
(Упражнение на развитие моторики и дыхания.)
Инструкция:
Дети берут в руки по шишке. Выполняют движения сжатия и разжатия кулачков, проговаривая:
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
А у ёлки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.
4. Поиск бельчонка
Сюжет:
Бельчонок испугался доктора Айболита и спрятался.
Логопед:
— Поможем маме-бельчихе найти бельчонка?
(Показ изображения бельчонка за мебелью.)
Диалог:
-
Логопед: Куда спрятался бельчонок?
-
Дети: За шкаф.
-
Логопед: Откуда мы его достали?
-
Дети: Из-за шкафа.
-
Логопед: А потом куда он спрятался?
-
Дети: Под стул.
-
Логопед: Откуда достали?
-
Дети: Из-под стула.
5. Дидактическая игра «Посмотри и назови»
Игра на закрепление лексики по теме.
VI. Закрепление
1. Игра «Послушай и повтори»
Логопед:
— К доктору Айболиту записались на приём детёныши диких животных.
— Повторите за мной: бельчонок, зайчонок, волчонок, лисёнок.
Дети хором повторяют.
2. Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед:
— Когда доктор Айболит лечил диких животных, он называл их ласково.
— Ежа он называл ежонком. Продолжите ласково для других животных:
- Белку —
- Медведя —
- Зайца —
- Лису —
- Волка —
Дети отвечают: бельчонок, медвежонок, зайчонок, лисёнок, волчонок.
Логопед:
— Правильно! Диких животных надо любить и бережно к ним относиться, как это делает доктор Айболит.
3. Дидактическая игра «Назови домик»
Логопед:
— Потом дикие животные отправились по своим домам. А как называются дома у этих животных?
(Показ картинок или слов.)
- Дом медведя — берлога
- Дом лисы — нора
- Дом белки — дупло
- Дом волка — логово
День второй (вторник)
Тема: «Перелётные птицы» (подготовительная группа №1)
Цель:
Расширение и активизация словаря, закрепление знаний о признаках весны и перелётных птицах.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: закрепить признаки весны, расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
- Коррекционно-развивающие: развитие речевой активности, внимания, мышления, моторики и творческого воображения.
- Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Картинки перелётных птиц, разрезные картинки для игры «Собери картинку», карточки для игр «Считай и называй», сюжетные картинки к сказке «Грач, Росток и Гусеница», мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игровое упражнение с мячом «Назови признаки осени»
Логопед:
— Сейчас по очереди называйте признаки осени и передавайте мяч соседу. Начинайте предложение со слов «Осенью…».
2. Введение в тему
Логопед:
— Сегодня продолжим разговор о перелётных птицах. Вы уже много знаете о них. Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.
Загадки и ответы:
- Чёрный, проворный, кричит «Крак», червякам враг. — Грач
- На шесте дворец, во дворе певец. — Скворец
- Кто на ёлке счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? — Кукушка
- Камнем падает с высот, в полях поёт. — Лесной сверчок (возможно, певчий дрозд)
- Прилетает с теплом, лепит домик из травы и глины. — Ласточка
- Бродит по болотам, ловит лягушек. — Цапля
Логопед:
— Повторим названия птиц.
— Почему мы этих птиц не видели зимой?
— Правильно, они улетали в тёплые края. Такие птицы называются перелётными птицами.
3. Игра «Собери картинку»
Логопед:
— Возьмите конверты с разрезанными картинками птиц и попробуйте собрать их целиком. Если трудно — я помогу, покажу целую картинку.
— Расскажите, кого вы собрали?
Дети называют птиц.
— Молодцы! Сложите части обратно в конверты.
4. Упражнение «Выпусти птицу»
Логопед:
— Представьте, что птица сидит в клетке. Мы будем поочерёдно приподнимать пальцы и «выпускать» птицу, произнося: «Я из клетки выпущу…» (пальцы поднимаются один за другим).
— Повторите с обеих рук.
5. Игра с мячом «У кого кто»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят).
Ход:
Логопед приглашает детей на ковер.
— Давайте поиграем в игру с мячом «У кого кто». Я буду бросать вам «звучащий» мяч, называть взрослую птицу, а вы ловите мяч, называете птенцов этой птицы и бросаете мяч мне обратно.
Пример:
— Грач — грачата.
— Скворец — скворчата.
— Ласточка — ласточата.
— Дрозд — дроздята.
— Стриж — стрижата.
— Журавль — журавлята.
— Кукушка — кукушата.
6. Динамическая пауза «Кто как передвигается?»
Цель: развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности, совершенствование грамматического строя речи (изменение существительных по падежам).
Ход:
Логопед нацеливает детей показать, как передвигаются разные животные и птицы:
— Вокруг себя повернитесь и превратитесь в ласточку!
— А теперь в медведя!
— В белку!
— В цаплю!
— В зайца!
— В змею!
— В грача!
— В петуха!
И в конце:
— Вокруг себя повернитесь и превратитесь обратно в детей!
— Каких птиц вы изображали? (Ответы детей: ласточка, цапля, грач, петух и др.)
7. Игра «Исправь ошибки»
Цель: развитие слухового внимания, совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).
Ход:
Детям показывают картинку и произносят предложение с ошибкой в предлоге. Ребенок должен исправить ошибку.
Пример:
— Скворец на скворечнике. (Правильно: в скворечнике.)
— Скворец вылетел от скворечника. (Правильно: из скворечника.)
— Аист улетает с поля. (Правильно: из поля.)
Логопед проводит такую работу с несколькими предложениями.
8. Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
- «Голодные птенчики» — широко открывать рот и произносить слоги «Ам-ам-ам…» (язык на дне ротовой полости).
- «Птенчики глотают пищу» — имитация глотания.
- «Клювы разных птиц» — втягивать щеки, губы сомкнуты и вытянуты вперёд.
- «Птенчики ждут пищу» — сделать «чашечку» из языка и удерживать счет до 6.
- «Очень вкусная пища!» — присосать широкий язык к небу, произносить звук «а».
- «Дятел» — поднять язык за верхние зубы и постукивать, произнося «тдд-тдд…».
- «Аист» — вытянуть острый язык как можно дальше и удерживать счет до 6-8.
Дети работают перед зеркалами. Каждое упражнение повторяется 3–4 раза, после каждого даётся время на расслабление.
9. Упражнение «Считай и называй»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным), развитие навыков счета до 5.
Ход:
— Я сфотографировала птиц. Помогите посчитать, сколько их на фотографиях.
Каждый ребёнок получает свою фотографию и считает птиц. Затем каждый называет количество:
— Сколько грачей на твоей фотографии?
— На моей фотографии пять грачей.
Логопед подводит итог:
— Молодцы! Вы отлично посчитали птиц.
10. Итог занятия
Логопед:
— Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. В какие игры играли? Что вам понравилось делать?
(Дети делятся впечатлениями.)
День третий (среда)
Тема: «ФРУКТЫ»
Цель
Расширение и активизация словаря.
Задачи
- Учить образовывать от существительных прилагательные.
- Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
- Учить согласовывать числительные с существительными.
- Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
- Развивать фонематическое восприятие и мышление.
- Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительно-предметный гнозис.
- Развивать плавный речевой выдох.
Оборудование
- Картинки с изображением фруктов
- Мяч
- Вырезанные из цветной бумаги фрукты на ниточках
- План-схема для составления описательного рассказа
- Муляжи или картинки фруктов для счета
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: «Сядет тот, кто назовет фрукты.»
Логопед выставляет на панно картинки и задает вопросы:
— Какой? Какая? Какое?
Примеры:
- Лимон — желтый, сочный, кислый, овальный
- Апельсин — оранжевый, круглый, сладкий, сочный
- Груша — сладкая, желтая, сочная, твердая
- Яблоко — сладкое, красное, сочное, круглое
- Слива — синяя, овальная, сладкая, сочная
- Персик — круглый, сочный, розовый, сладкий
II. Игра с мячом «Найди быстро ошибку»
Логопед произносит предложение и бросает мяч детям. Ребенок ловит мяч, находит и исправляет ошибку, бросает мяч обратно.
Примеры:
- На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут? (Правильно — красивые)
- Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай? (богатый)
- Мама купила дочке (сладко) персик. Какой? (сладкий)
- Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие? (грязные)
- В магазине купили (крупно) сливы. Какие? (крупные)
III. Индивидуальная работа
Логопед предлагает выбрать фрукт, назвать его и показать на картинке.
IV. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»
Последовательно загибать пальцы под стишок:
- Палец толстый и большой — в сад за сливами пошел.
- Указательный — указал дорогу.
- Средний — сбивает сливы с ветки.
- Безымянный — ест сливы.
- Мизинчик — косточки сажает.
V. Вопросы по фруктам (для закрепления):
- Что это?
- Какого цвета?
- Где растет?
- Какой формы?
- Какой на вкус?
- Что из него можно приготовить?
VI. Физминутка «Садовник»
Движения под стихотворение (идут по кругу, делают движения руками, имитируют посадку, побелку деревьев, починку забора, молоток и т.д.).
В круг выходит ребенок — «садовник», который раздает «награды» (фрукты).
VII. Игра «Какие ты видишь фрукты?»
Логопед показывает картинку.
Дети называют увиденные фрукты.
VIII. Игра «Посчитаем фрукты»
Логопед предлагает считать фрукты:
- Одно яблоко, два яблока, три яблока, …
- Один банан, два банана, три банана, …
- Одна груша, две груши, три груши, …
Итог: «Все фрукты посчитали — молодцы!»
IX. Игра «Что мы приготовим из фруктов»
Логопед называет фрукт, дети отвечают, что из него можно приготовить:
- Яблоко — яблочный сок, пирог, компот
- Слива — сливовый сок, варенье, компот
- Груша — грушевый сок, компот
- Ананас — ананасовый сок
X. Игра «Доскажи словечко»
Логопед начинает фразу, дети заканчивают:
- Апельсин, арбуз, персик, виноград…
- Спорим мы с братом доныне, что вкусней — арбуз или …?
- Не растут на елках… (виноград, гранаты и т.п.)
- Гость тропический у нас — длиннохвостый … (ананас).
- Любят сладкие … (фрукты).
XI. Итог занятия
Логопед спрашивает детей, о чем говорили на занятии, что понравилось.
Краткая оценка работы детей.
День четвёртый (четверг): Инсценировка сказки В. Сутеева «Яблоко»
Цель занятия
- Воспитывать любовь к театрализованной деятельности
- Развивать творческую активность
- Пополнять знания о диких животных
- Отрабатывать интонационную выразительность речи
Сценарий инсценировки
Вступление автора:
Стояла поздняя осень, листья с деревьев опали, на яблоне висело одно единственное яблоко.
Действующие лица и действия:
- Заяц — скачет к яблоне, пытается достать яблоко — прыгает
- Ворона — летит, сидит на ёлке, смеётся, потом перелетает на яблоню, срывает яблоко, но оно падает
- Яблоко — шипит и падает на Ёжа
- Ёж — спит под яблоней, яблоко цепляется за колючки, он бежит
- Заяц — бежит за Ёжом, спорят о яблоке
- Ворона — тоже претендует на яблоко
- Медведь — появляется, рассуждает, мирит всех, предлагает разделить яблоко на части
Итог:
- Каждый получает часть яблока и все довольны
- Звери танцуют и веселятся
Дополнительные задания и активности
- Пальчиковая гимнастика, ритмические движения
- Игра на развитие интонационной выразительности речи
- Работа с индивидуальными тетрадями логопеда
- Рисование и творческая деятельность:
- Обводка силуэтов диких животных
- Изготовление карточек с правилами поведения в группе и библиотеке
- Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Итог недели логопедии
- Театрализованная деятельность способствует коррекции речи, развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков
- Формируется основа образного мышления, важная для подготовки к школе