Перейти к основному содержимому

Отчёт о проведении недели логопедии

Учитель-логопед высшей квалификационной категории: Слободчикова Л.А.


Методическая разработка: «Неделя логопедии» в детском саду

Тема: «Сказка в гости к нам идёт»

Эпиграф

«У кого в детстве не бывает сказки,
Тот вырастает сухим, колючим человеком,
И люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,
И уколываются — как о лист осота…»
Ирина Токмакова


Аннотация

Сказка — первая и незаменимая ступень ребёнка к познанию окружающего мира. Она помогает не только в развитии речи и мышления, но и формирует личность, нравственные ориентиры и эмоциональную отзывчивость. Использование сказок в логопедической практике позволяет решать коррекционные, обучающие и воспитательные задачи наиболее мягко и эффективно.


Цели недели логопедии

  • Повышение мотивации и интереса к логопедическим занятиям.
  • Активизация речевого и творческого потенциала дошкольников.
  • Развитие лексико-грамматической структуры речи.
  • Формирование связной, диалогической и монологической речи.
  • Совершенствование звуковой и просодической сторон речи.
  • Развитие эмоционально-выразительной сферы ребёнка.

План мероприятий на неделю логопедии

День неделиМероприятиеОтветственные
ПонедельникЗанятие-презентация «Сказочные герои» (старшая группа №5)Логопеды, воспитатели
ВторникТеатрализация сказки «Колобок» в подготовительной группе №2 с использованием театра кукол «Би-ба-бо»Логопеды, воспитатели
СредаИнтерактивная викторина по сказкам «Угадай героя»Логопеды
ЧетвергСовместная творческая работа детей и родителей: изготовление «Книжек-малышек» по любимым сказкамЛогопеды, воспитатели, родители
ПятницаЗаключительный праздник с выставкой работ, показом инсценировок и награждениемВсе участники недели

Конспект занятия (старшая группа)

Тема: Сказка в гости к нам идёт

Цели

  • Совершенствование речевой деятельности через элементы сказкотерапии.
  • Закрепление знаний о народных сказках, их героях, сюжете и морали.
  • Развитие воображения, образного мышления и логики.
  • Обучение детей построению сложных предложений (с союзами: чтобы, когда, потому что).
  • Воспитание нравственных качеств.

Предварительная работа

  • Знакомство с понятием «жанр».
  • Чтение и анализ народных и авторских сказок.
  • Подбор музыкального сопровождения:
    «Приходите в гости к нам» — В. Дашкевич, Ю. Ким

Оборудование

Проектор, экран, бантики, носики, сказочное дерево, атрибуты героев, сумка с предметами из сказок.

Ход занятия

  1. Вступление

    • Звучит песня «Приходите в гости к нам».
    • Дети сидят полукругом.
    • Воспитатель зачитывает стихотворный настрой:

      Если сказка в дверь стучится —
      Ты скорей её впусти…

  2. Беседа

    • Почему я так нарядно одета?
    • Хотите отправиться в путешествие в страну сказок?
    • Что нужно взять с собой? (Отвагу, храбрость, внимание — то, что в рюкзак не положишь)
  3. Задание на воображение

    • Дети надевают атрибуты сказочных героев.
    • Воспитатель: «Откроем сказочную книгу. Готовы отгадывать сказки по описанию?»
  4. Сказочная викторина
    (12 загадок — от «Чебурашки» до «Кота в сапогах».)

  5. Гимнастика для глаз

    • «Часики» – движения глазами вправо-влево (5 раз)
    • «Бабочка» – лёгкое и частое моргание
  6. Физкультминутка: «Покажи животное»

    • Походка лисы
    • Прыжки зайца
    • Ходьба медведя на носках и пятках
  7. Игровое задание: «Дерево доброты»

    • Дети называют добрые поступки сказочных героев и прикрепляют «листочек» на дерево.
    • Обсуждение значимости добрых дел.
  8. Игра: «Чей предмет?»

    • Воспитатель достаёт сказочные предметы (например, туфелька Золушки).
    • Дети угадывают, какому герою принадлежит предмет, называют сказку.
    • Считают предметы.
  9. Заключение

    • Итог занятия: какие сказки вспомнили?
    • Финальная песня.
    • Прощание с волшебной книгой.

Конспект занятия с театрализацией: сказка «Колобок» (подготовительная группа)

Цель

Развитие эмоциональной отзывчивости, интонации, диалогической речи, памяти.

Ход занятия

Вступление

Дети вместе с логопедом входят в украшенную группу. В центре — красивый расписной домик.

Логопед:

Вот и домик расписной
Посмотрите, вот какой.
В доме дедушка и бабушка живут,
Деток в гости к себе ждут.
Ладушки, ладушки,
Мы в гостях у дедушки.
Ладушки, ладушки,
Мы в гостях у бабушки.
Будем слушать сказочки.

Бабушка:

Здравствуйте, детишки!
Будьте гостями, рассаживайтесь поудобнее.
А вы знаете, из какой мы с дедом сказки?
Ребятки, вы любите сказки?
Я тоже люблю сказки, а вы мне поможете одну рассказать?

Из муки он был печён,
На сметане был мешён,
На окошке он студился,
По дорожке... (укатился)

Был он весел, был он смел,
И в пути он песню... (пел)

Кто же это?.. (Колобок)

Звучит музыка — появляется Колобок.

Логопед:
Посмотрите, кто это? Как его зовут? (Колобок)
А какую песню он пел?


Пальчиковая игра "Колобок"

Я, колобок, колобок!         (катают в руках воображаемый колобок)  
По сусекам скребён, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метён, (имитируют подметание пола)
На сметане мешён, (круговые движения кистью)
В печку сажён, (вытянутые вперёд руки)
На окошке стужён, (показывают руками окно)
Я от бабушки ушёл, (бег пальцев правой руки по левой ладони)
Я от дедушки ушёл.

Поход в лес

Воспитатель:
Пойдёмте с нашим Колобком в путь-дорогу!

Звучит музыка — дети идут по "тропинке".


Игра "В лесу"

Текст и движения:

Мы шли, шли, шли — клубничку нашли
(Шаги на месте, потом присесть, "кушать")
Сели, скушали и опять пошли.
Мы шли, шли, шли — и в лес пришли
(Ноги расставлены, руки на поясе)


Полоса препятствий

  • Дорожка со следами
  • Обручи для перепрыгивания
  • Лесенка с перекладинами
  • Барьер для перешагивания

Встреча с зайцем

Логопед:
Кого встретил Колобок?

Дети:
Зайчика!

Стихотворение о зайце

У зайчика ушки торчат на макушке,
Любит он вкусный листик капустный.
Бегает быстро и прыгает ловко,
Всё потому, что ест он морковку!
Е. Малёнкина

Диалог

Заяц:
Мне грустно, потому что овощи на грядке невкусные и некрасивые...

Логопед:
Не плачь! Мы тебе поможем — раскрасим овощи правильно!

Дидактическая игра: «Назови и раскрась правильно»

Заяц:
Спасибо! А за помощь дарю вам воздушный шарик


Пальчиковая гимнастика "Шарик"

(Ладони прижаты)
Надуваем дружно шарик — он становится большой
(Разъединяют ладони, кончики пальцев соприкасаются)
Вдруг шар лопнул — воздух вышел
(Соединяют ладони обратно)
Он стал тонкий и худой


Танец "Бабочка"

Звучит музыка. Дети исполняют танец:

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.


Встреча с волком

Логопед:
Кто это у нас появился?

Дети:
Волк!

Упражнение для пальчиков

Здравствуй, здравствуй, серый волк
(пожимают ладони)
Серый волк — зубами щёлк
(показывают «пасть»)
Ты детишек не пугай
(грозят пальцем)
Лучше с нами поиграй!
(сжимают-разжимают кулачки)

Продолжение

Мы играем на гармошке — вот так, вот так
Дружно хлопаем в ладошки — вот так, вот так
Мы играем на трубе — весело тебе и мне!


Появляется медведь

Медведь:
Колобок, Колобок! Я тебя съем!

Логопед:
Не пугай нас, Мишка, а лучше поиграй!


Игра "Назови прозвище сказочного героя"

ГеройПрозвище(-а)
Лягушкапопрыгушка, квакушка
Волкволчок
Козадереза, рогатая
Медведьтоптыжка, лежебока
Лисичкасестричка, плутовка, ненаглядная
Мышканорушка, поскребушка, погрызуха
Петушокзолотой гребешок, красный гребешок
Зайчикпобегайчик
Котиксерый хвостик, коток кудрявый

Встреча с лисой

Логопед:
Здравствуй, Лиса-краса! Какой у тебя красивый цветок!


Зарядка "Цветы"

На лугу растут цветы — небывалой красоты
(руки в стороны, потягивания)
К солнцу тянутся цветы — с ними потянись и ты
(руки вверх)
Ветер дует иногда — только это не беда
(машут руками)
Наклоняются цветочки — опускают лепесточки
(наклоны)


Игра "Подбери к цветочкам лепесточки"

Лиса:
Спасибо, ребята! Вы умные и добрые. Побегу всем расскажу! До свидания!


Заключение

Логопед:
Ребята, вы молодцы! Вспомнили всех сказочных героев.
Теперь давайте покажем сказку «Колобок» с помощью театра кукол!


Заключение

Проведение «Недели логопедии» на основе сказочной тематики способствует не только речевому и эмоциональному развитию дошкольников, но и формирует интерес к родной культуре, чтению, театральному искусству и творчеству. Сказка становится важным инструментом воспитания, открывая перед ребёнком мир добра, справедливости и красоты родного языка.