Отчёт о проведении недели логопедии
Учитель-логопед высшей квалификационной категории: Слободчикова Л.А.
Методическая разработка: «Неделя логопедии» в детском саду
Тема: «Сказка в гости к нам идёт»
Эпиграф
«У кого в детстве не бывает сказки,
Тот вырастает сухим, колючим человеком,
И люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,
И уколываются — как о лист осота…»
Ирина Токмакова
Аннотация
Сказка — первая и незаменимая ступень ребёнка к познанию окружающего мира. Она помогает не только в развитии речи и мышления, но и формирует личность, нравственные ориентиры и эмоциональную отзывчивость. Использование сказок в логопедической практике позволяет решать коррекционные, обучающие и воспитательные задачи наиболее мягко и эффективно.
Цели недели логопедии
- Повышение мотивации и интереса к логопедическим занятиям.
- Активизация речевого и творческого потенциала дошкольников.
- Развитие лексико-грамматической структуры речи.
- Формирование связной, диалогической и монологической речи.
- Совершенствование звуковой и просодической сторон речи.
- Развитие эмоционально-выразительной сферы ребёнка.
План мероприятий на неделю логопедии
День недели | Мероприятие | Ответственные |
---|---|---|
Понедельник | Занятие-презентация «Сказочные герои» (старшая группа №5) | Логопеды, воспитатели |
Вторник | Театрализация сказки «Колобок» в подготовительной группе №2 с использованием театра кукол «Би-ба-бо» | Логопеды, воспитатели |
Среда | Интерактивная викторина по сказкам «Угадай героя» | Логопеды |
Четверг | Совместная творческая работа детей и родителей: изготовление «Книжек-малышек» по любимым сказкам | Логопеды, воспитатели, родители |
Пятница | Заключительный праздник с выставкой работ, показом инсценировок и награждением | Все участники недели |
Конспект занятия (старшая группа)
Тема: Сказка в гости к нам идёт
Цели
- Совершенствование речевой деятельности через элементы сказкотерапии.
- Закрепление знаний о народных сказках, их героях, сюжете и морали.
- Развитие воображения, образного мышления и логики.
- Обучение детей построению сложных предложений (с союзами: чтобы, когда, потому что).
- Воспитание нравственных качеств.
Предварительная работа
- Знакомство с понятием «жанр».
- Чтение и анализ народных и авторских сказок.
- Подбор музыкального сопровождения:
«Приходите в гости к нам» — В. Дашкевич, Ю. Ким
Оборудование
Проектор, экран, бантики, носики, сказочное дерево, атрибуты героев, сумка с предметами из сказок.
Ход занятия
-
Вступление
- Звучит песня «Приходите в гости к нам».
- Дети сидят полукругом.
- Воспитатель зачитывает стихотворный настрой:
Если сказка в дверь стучится —
Ты скорей её впусти…
-
Беседа
- Почему я так нарядно одета?
- Хотите отправиться в путешествие в страну сказок?
- Что нужно взять с собой? (Отвагу, храбрость, внимание — то, что в рюкзак не положишь)
-
Задание на воображение
- Дети надевают атрибуты сказочных героев.
- Воспитатель: «Откроем сказочную книгу. Готовы отгадывать сказки по описанию?»
-
Сказочная викторина
(12 загадок — от «Чебурашки» до «Кота в сапогах».) -
Гимнастика для глаз
- «Часики» – движения глазами вправо-влево (5 раз)
- «Бабочка» – лёгкое и частое моргание
-
Физкультминутка: «Покажи животное»
- Походка лисы
- Прыжки зайца
- Ходьба медведя на носках и пятках
-
Игровое задание: «Дерево доброты»
- Дети называют добрые поступки сказочных героев и прикрепляют «листочек» на дерево.
- Обсуждение значимости добрых дел.
-
Игра: «Чей предмет?»
- Воспитатель достаёт сказочные предметы (например, туфелька Золушки).
- Дети угадывают, какому герою принадлежит предмет, называют сказку.
- Считают предметы.
-
Заключение
- Итог занятия: какие сказки вспомнили?
- Финальная песня.
- Прощание с волшебной книгой.
Конспект занятия с театрализацией: сказка «Колобок» (подготовительная группа)
Цель
Развитие эмоциональной отзывчивости, интонации, диалогической речи, памяти.
Ход занятия
Вступление
Дети вместе с логопедом входят в украшенную группу. В центре — красивый расписной домик.
Логопед:
Вот и домик расписной
Посмотрите, вот какой.
В доме дедушка и бабушка живут,
Деток в гости к себе ждут.
Ладушки, ладушки,
Мы в гостях у дедушки.
Ладушки, ладушки,
Мы в гостях у бабушки.
Будем слушать сказочки.
Бабушка:
Здравствуйте, детишки!
Будьте гостями, рассаживайтесь поудобнее.
А вы знаете, из какой мы с дедом сказки?
Ребятки, вы любите сказки?
Я тоже люблю сказки, а вы мне поможете одну рассказать?
Из муки он был печён,
На сметане был мешён,
На окошке он студился,
По дорожке... (укатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню... (пел)
Кто же это?.. (Колобок)
Звучит музыка — появляется Колобок.
Логопед:
Посмотрите, кто это? Как его зовут? (Колобок)
А какую песню он пел?
Пальчиковая игра "Колобок"
Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребён, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метён, (имитируют подметание пола)
На сметане мешён, (круговые движения кистью)
В печку сажён, (вытянутые вперёд руки)
На окошке стужён, (показывают руками окно)
Я от бабушки ушёл, (бег пальцев правой руки по левой ладони)
Я от дедушки ушёл.
Поход в лес
Воспитатель:
Пойдёмте с нашим Колобком в путь-дорогу!
Звучит музыка — дети идут по "тропинке".
Игра "В лесу"
Текст и движения:
Мы шли, шли, шли — клубничку нашли
(Шаги на месте, потом присесть, "кушать")
Сели, скушали и опять пошли.
Мы шли, шли, шли — и в лес пришли
(Ноги расставлены, руки на поясе)
Полоса препятствий
- Дорожка со следами
- Обручи для перепрыгивания
- Лесенка с перекладинами
- Барьер для перешагивания
Встреча с зайцем
Логопед:
Кого встретил Колобок?
Дети:
Зайчика!
Стихотворение о зайце
У зайчика ушки торчат на макушке,
Любит он вкусный листик капустный.
Бегает быстро и прыгает ловко,
Всё потому, что ест он морковку!
— Е. Малёнкина
Диалог
Заяц:
Мне грустно, потому что овощи на грядке невкусные и некрасивые...
Логопед:
Не плачь! Мы тебе поможем — раскрасим овощи правильно!
Дидактическая игра: «Назови и раскрась правильно»
Заяц:
Спасибо! А за помощь дарю вам воздушный шарик
Пальчиковая гимнастика "Шарик"
(Ладони прижаты)
Надуваем дружно шарик — он становится большой
(Разъединяют ладони, кончики пальцев соприкасаются)
Вдруг шар лопнул — воздух вышел
(Соединяют ладони обратно)
Он стал тонкий и худой
Танец "Бабочка"
Звучит музыка. Дети исполняют танец:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
Встреча с волком
Логопед:
Кто это у нас появился?
Дети:
Волк!
Упражнение для пальчиков
Здравствуй, здравствуй, серый волк
(пожимают ладони)
Серый волк — зубами щёлк
(показывают «пасть»)
Ты детишек не пугай
(грозят пальцем)
Лучше с нами поиграй!
(сжимают-разжимают кулачки)
Продолжение
Мы играем на гармошке — вот так, вот так
Дружно хлопаем в ладошки — вот так, вот так
Мы играем на трубе — весело тебе и мне!
Появляется медведь
Медведь:
Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Логопед:
Не пугай нас, Мишка, а лучше поиграй!
Игра "Назови прозвище сказочного героя"
Герой | Прозвище(-а) |
---|---|
Лягушка | попрыгушка, квакушка |
Волк | волчок |
Коза | дереза, рогатая |
Медведь | топтыжка, лежебока |
Лисичка | сестричка, плутовка, ненаглядная |
Мышка | норушка, поскребушка, погрызуха |
Петушок | золотой гребешок, красный гребешок |
Зайчик | побегайчик |
Котик | серый хвостик, коток кудрявый |
Встреча с лисой
Логопед:
Здравствуй, Лиса-краса! Какой у тебя красивый цветок!
Зарядка "Цветы"
На лугу растут цветы — небывалой красоты
(руки в стороны, потягивания)
К солнцу тянутся цветы — с ними потянись и ты
(руки вверх)
Ветер дует иногда — только это не беда
(машут руками)
Наклоняются цветочки — опускают лепесточки
(наклоны)
Игра "Подбери к цветочкам лепесточки"
Лиса:
Спасибо, ребята! Вы умные и добрые. Побегу всем расскажу! До свидания!
Заключение
Логопед:
Ребята, вы молодцы! Вспомнили всех сказочных героев.
Теперь давайте покажем сказку «Колобок» с помощью театра кукол!
Заключение
Проведение «Недели логопедии» на основе сказочной тематики способствует не только речевому и эмоциональному развитию дошкольников, но и формирует интерес к родной культуре, чтению, театральному искусству и творчеству. Сказка становится важным инструментом воспитания, открывая перед ребёнком мир добра, справедливости и красоты родного языка.