Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
План самообразования учителя-логопеда
Слободчикова Л.А.
Методическая тема:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Сроки разработки темы: с 2020 по 2021 год
Цель самообразования:
Повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Провести диагностику на начало и конец учебного года;
- Оформить в группах центра речевой активности;
- Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей по теме;
- Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
- Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.
Обоснование выбранной темы:
Количество воспитанников с речевыми нарушениями увеличивается. Проблема стимуляции речевого развития становится всё более актуальной. ФГОС ДО определяет речь как одну из центральных целей дошкольного образования. Учитель-логопед должен организовывать единый образовательный процесс, включая взаимодействие с педагогами ДОУ, родителями, специалистами.
Итог работы:
- Высокие результаты освоения программы;
- Качественная подготовка детей к школе;
- Разработка методологических материалов;
- Повышение уровня родительской и педагогической компетентности.
План самообразования
1. Профессионально-педагогическая деятельность
Содержание работы | Сроки |
---|---|
Выявление детей с особыми потребностями, сбор анамнеза, анкетирование, формирование групп коррекции, разработка индивидуальных маршрутов | Начало учебного года |
Организация образовательного процесса | В течение года |
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО | В течение года |
Консультирование родителей на сайте ДОУ | В течение года |
Сотрудничество с музыкальным руководителем | По плану ДОУ |
Подготовка детей к конкурсам | В течение года |
Разработка и проведение мероприятий с педагогами ДОУ | В течение года |
Индивидуальные консультации для родителей (по списку тем) | В течение года |
«Совместная картотека»: подбор дидактических игр и пособий | В течение года |
«Роль детской книги…»: создание книжек-малышек | В течение года |
Обобщение опыта: самоанализ, публикации, мониторинг | В течение года |
Открытые занятия для родителей | Начало и конец года |
Участие в РМО учителей-логопедов | По плану РМО |
Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ | В течение года |
2. Методическая работа
Цель: Пополнение методической копилки, обобщение и распространение опыта
Содержание:
- Изучение новых программ и методик по теме и смежным дисциплинам
- Изучение нормативно-правовой документации:
- Закон РФ «Об образовании» (с 01.09.2013)
- Приказ Минобразования РФ №1155 от 17.10.2013
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Примерная основная образовательная программа ДОУ
- Разработка и утверждение годового плана и рабочей программы
- Ознакомление с доступными интернет-ресурсами
- Разработка программы коррекции на учебный год
- Создание электронной базы по теме
- Оформление кабинета логопеда (стенды, буклеты и др.)
- Разработка сценариев совместных мероприятий
- Подготовка к конкурсам, утренникам и фестивалям
- Совместные мероприятия с педагогами ДОУ
- Подготовка консультационных материалов для родителей
- Создание «совместной картотеки» игр и пособий
- Проект «Роль детской книги…»: изготовление книжек
- Самостоятельная разработка методических материалов
- Обобщение опыта, публикации, участие в конкурсах и конференциях
- Курсы повышения квалификации, обучение, вебинары
- Систематизация портфолио по теме
- Ведение сайта ДОУ
- Публикации педагогического опыта
3. Изучение специальной литературы
Сайты:
- Солнышко
- Логопед.ру
- Инфоурок
- Видеоурок
- Логопедия для всех
- Мультиурок
- Я – учитель
- Продленка
- Логопортал
- Мерсибо
Периодические издания и книги:
- Большакова С.Е. — Игры и упражнения для моторики
- Бот О.С. — Формирование точных движений пальцев
- Васильева С.А., Соколова Н.В. — Логопедические игры
- Воробьева Л.В. — Развивающие игры
- Крупенчук О.И. — Пальчиковые игры, Готовим руку к письму, Тренируем пальчики
- Лопухина И.С. — Логопедия – речь, ритм, движение
- Чиркова С.В. — Родительские собрания в детском саду
- Юдина Е.Г. — Примерная основная программа ДО
- Коноваленко С.В. — Психо-физиологическая база речи
- И др.
Изучение методической литературы
№ | Вопросы для изучения | Литература |
---|---|---|
1 | Программные требования к связной речи | «От рождения до школы» (2014) |
2 | Методика формирования монологической речи | Глухов В.П., Жукова Н.С. и др. |
3 | Лингвистические аспекты составления рассказов | Гвоздев А.Н. |
4 | Направления коррекционной работы | Короткова Э.П., Колодяжная Т.П. |
5 | Образовательные технологии | Интернет-ресурсы |
6 | Методики наглядного моделирования | Смышляева Т.Н., Пищикова О.В. |
7 | Обследование связной речи | Грибова О.Е., Власенко И.Т., Чиркина Г.В. |
Примечание: Самообразование – это форма повышения квалификации, предполагающая систематическую и целенаправленную работу педагога над личностным и профессиональным ростом.