Перейти к основному содержимому

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

План самообразования учителя-логопеда

Слободчикова Л.А.

Методическая тема:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Сроки разработки темы: с 2020 по 2021 год

Цель самообразования:

Повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Провести диагностику на начало и конец учебного года;
  • Оформить в группах центра речевой активности;
  • Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей по теме;
  • Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
  • Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы:

Количество воспитанников с речевыми нарушениями увеличивается. Проблема стимуляции речевого развития становится всё более актуальной. ФГОС ДО определяет речь как одну из центральных целей дошкольного образования. Учитель-логопед должен организовывать единый образовательный процесс, включая взаимодействие с педагогами ДОУ, родителями, специалистами.

Итог работы:

  • Высокие результаты освоения программы;
  • Качественная подготовка детей к школе;
  • Разработка методологических материалов;
  • Повышение уровня родительской и педагогической компетентности.

План самообразования

1. Профессионально-педагогическая деятельность

Содержание работыСроки
Выявление детей с особыми потребностями, сбор анамнеза, анкетирование, формирование групп коррекции, разработка индивидуальных маршрутовНачало учебного года
Организация образовательного процессаВ течение года
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДОВ течение года
Консультирование родителей на сайте ДОУВ течение года
Сотрудничество с музыкальным руководителемПо плану ДОУ
Подготовка детей к конкурсамВ течение года
Разработка и проведение мероприятий с педагогами ДОУВ течение года
Индивидуальные консультации для родителей (по списку тем)В течение года
«Совместная картотека»: подбор дидактических игр и пособийВ течение года
«Роль детской книги…»: создание книжек-малышекВ течение года
Обобщение опыта: самоанализ, публикации, мониторингВ течение года
Открытые занятия для родителейНачало и конец года
Участие в РМО учителей-логопедовПо плану РМО
Творческое сотрудничество с педагогами ДОУВ течение года

2. Методическая работа

Цель: Пополнение методической копилки, обобщение и распространение опыта

Содержание:

  1. Изучение новых программ и методик по теме и смежным дисциплинам
  2. Изучение нормативно-правовой документации:
    • Закон РФ «Об образовании» (с 01.09.2013)
    • Приказ Минобразования РФ №1155 от 17.10.2013
    • СанПиН 2.4.1.3049-13
    • Примерная основная образовательная программа ДОУ
  3. Разработка и утверждение годового плана и рабочей программы
  4. Ознакомление с доступными интернет-ресурсами
  5. Разработка программы коррекции на учебный год
  6. Создание электронной базы по теме
  7. Оформление кабинета логопеда (стенды, буклеты и др.)
  8. Разработка сценариев совместных мероприятий
  9. Подготовка к конкурсам, утренникам и фестивалям
  10. Совместные мероприятия с педагогами ДОУ
  11. Подготовка консультационных материалов для родителей
  12. Создание «совместной картотеки» игр и пособий
  13. Проект «Роль детской книги…»: изготовление книжек
  14. Самостоятельная разработка методических материалов
  15. Обобщение опыта, публикации, участие в конкурсах и конференциях
  16. Курсы повышения квалификации, обучение, вебинары
  17. Систематизация портфолио по теме
  18. Ведение сайта ДОУ
  19. Публикации педагогического опыта

3. Изучение специальной литературы

Сайты:

  • Солнышко
  • Логопед.ру
  • Инфоурок
  • Видеоурок
  • Логопедия для всех
  • Мультиурок
  • Я – учитель
  • Продленка
  • Логопортал
  • Мерсибо

Периодические издания и книги:

  • Большакова С.Е. — Игры и упражнения для моторики
  • Бот О.С. — Формирование точных движений пальцев
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. — Логопедические игры
  • Воробьева Л.В. — Развивающие игры
  • Крупенчук О.И. — Пальчиковые игры, Готовим руку к письму, Тренируем пальчики
  • Лопухина И.С. — Логопедия – речь, ритм, движение
  • Чиркова С.В. — Родительские собрания в детском саду
  • Юдина Е.Г. — Примерная основная программа ДО
  • Коноваленко С.В. — Психо-физиологическая база речи
  • И др.

Изучение методической литературы

Вопросы для изученияЛитература
1Программные требования к связной речи«От рождения до школы» (2014)
2Методика формирования монологической речиГлухов В.П., Жукова Н.С. и др.
3Лингвистические аспекты составления рассказовГвоздев А.Н.
4Направления коррекционной работыКороткова Э.П., Колодяжная Т.П.
5Образовательные технологииИнтернет-ресурсы
6Методики наглядного моделированияСмышляева Т.Н., Пищикова О.В.
7Обследование связной речиГрибова О.Е., Власенко И.Т., Чиркина Г.В.

Примечание: Самообразование – это форма повышения квалификации, предполагающая систематическую и целенаправленную работу педагога над личностным и профессиональным ростом.