Перейти к основному содержимому

Развитие артикуляционной, мелкой моторики, развитие дыхания у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения

Составил:
Учитель-логопед логопедического пункта
МБДОУ д/с №1 здание 1
Слободчикова Л.А

Срок работы над темой: 2022–2023 учебный год


Содержание


Введение

Данная тема разработана в целях оказания логопедической помощи, в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения, посредством развития артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика является важным средством речевого развития, профилактики и коррекции нарушений речи у детей.

Овладение правильным произношением речевых звуков – один из важнейших этапов в развитии речи ребёнка. Процесс становления звукопроизношения завершается к 5–6-летнему возрасту, когда ребёнок способен правильно произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, закрепившись в детстве, с трудом поддаются коррекции в дальнейшем и могут сохраняться на всю жизнь.

Ребёнок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объём движений развиваются постепенно. Взрослые могут способствовать этому процессу с помощью артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика способствует:

  • выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков;
  • объединению простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Мы правильно произносим звуки — как изолированно, так и в потоке речи — благодаря силе, подвижности и координированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Для чёткой артикуляции необходимы:

  • сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, нёбо;
  • согласованная работа жевательных, глотательных, мимических мышц;
  • участие органов дыхания: гортани, трахеи, бронхов, лёгких, диафрагмы, межрёберных мышц.

Следовательно, специальная логопедическая гимнастика должна включать упражнения для различных мышц и органов:

  • лица,
  • ротовой полости,
  • плечевого пояса,
  • грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой:

  • формирования речевых звуков (фонем);
  • коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

Она включает:

  • тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • отработку определённых положений губ, языка, мягкого нёба.

Для успешного речевого развития ребёнка необходимо развивать не только артикуляционный аппарат, но и мелкую моторику. Известно, что её развитие связано с работой отделов мозга, отвечающих за:

  • память,
  • внимание,
  • мышление,
  • речь.

Поскольку существует прямая взаимосвязь между речевой и моторной деятельностью, при наличии речевых проблем следует обратить внимание на тренировку пальцев рук. Систематические упражнения для пальцев:

  • стимулируют развитие речи,
  • повышают работоспособность головного мозга.

И.М. Сеченов: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.»

До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными и координированными, развитие речи и мышления будет затруднено.

Уровень развития дошкольников напрямую зависит от степени развития тонкой моторики.

Ещё одним важным средством развития правильного звукопроизношения являются дыхательные упражнения. Правильное дыхание критически важно, так как дыхательная система служит энергетической базой для речевой.

Дыхание влияет на:

  • звукопроизношение,
  • артикуляцию,
  • развитие голоса.

Дыхательные упражнения:

  • способствуют выработке диафрагмального дыхания,
  • развивают продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой формируют речевое дыхание с удлинённым, постепенным выдохом, что даёт запас воздуха для произнесения речевых отрезков различной длины.

Общие сведения по теме самообразования Тема:«Развитие артикуляционной, мелкой моторики, развитие дыхания у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентннсти. Задачи:

  1. Развитие артикуляционных навыков звукопроизношения.
  2. Развитие правильного речевого дыхания.
  3. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук. Этапы разработки: I. Теоретический. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме. Проанализировать соответствующую научно-методическую литературу. Использовать интернет-ресурсы. II. Практический. Применить навыки на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Провести консультауии для воспитателей и родителей. III. Заключительный. Пополнить фонд логопедического кабинета учебно-методическими пособиями по артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастике.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 27 3 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным государственным образовательным стандартам o дошкольного образования. Приказ Минобрнауки Росси от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • Конвенцией ООН о правах ребенка, 1989; • Декларации прав ребенка, 1959; • Образовательной Программе дошкольного образования МБДОУ детского сада№ 1 • Положением о логопедическом пункте МБДОУ детского сада № 1 «Теремок»; • «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Программа o логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой.

Актуальность темы Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Грамотная, чёткая, чистая, внятная и ритмичная речь - это одно из самых важных условий полноценного общения ребёнка со сверстниками, а в дальнейшем успешного усвоения школьной программы. Правильная речь приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Чтобы у ребёнка не возникла проблема с не правильным звукопроизношением, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение. Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема «Развитие артикуляционной, мелкой моторики, развитие дыхания удетей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения» являетсяактуальной. Так как благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, упражнениями по развитию правильного речевого дыхания и по развитию общей и мелкой моторики пальцев рук, дети могут научиться говорить четко, чисто и правильно. Кроме того, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Общие сведения по теме самообразования

Тема:
«Развитие артикуляционной, мелкой моторики, развитие дыхания у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Развитие артикуляционных навыков звукопроизношения.
  2. Развитие правильного речевого дыхания.
  3. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

Этапы разработки:

I. Теоретический.
Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме. Проанализировать соответствующую научно-методическую литературу. Использовать интернет-ресурсы.

II. Практический.
Применить навыки на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Провести консультации для воспитателей и родителей.

III. Заключительный.
Пополнить фонд логопедического кабинета учебно-методическими пособиями по артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастике.


Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка, 1989
  • Декларацией прав ребёнка, 1959
  • Образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ детского сада № 1
  • Положением о логопедическом пункте МБДОУ детского сада № 1 «Теремок»
  • «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной
  • «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой

Актуальность темы

Число речевых нарушений год от года всё возрастает, и эта проблема становится всё актуальней.

Грамотная, чёткая, чистая, внятная и ритмичная речь — это одно из самых важных условий полноценного общения ребёнка со сверстниками, а в дальнейшем — успешного усвоения школьной программы. Правильная речь приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, нёбу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Чтобы у ребёнка не возникла проблема с неправильным звукопроизношением, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.

Дети 5–6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема
«Развитие артикуляционной, мелкой моторики, развитие дыхания у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
является актуальной. Так как благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, упражнениям по развитию правильного речевого дыхания и по развитию общей и мелкой моторики пальцев рук, дети могут научиться говорить чётко, чисто и правильно. Кроме того, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Содержание работы

Этапы работыМероприятиеСрок реализации
ТеоретическийИзучить и проанализировать научно-методическую литературу и интернет-ресурсы: 1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи 2. Архипова Е.Ф., Блыскина Н.В., Микляева И.В., профессор Ауглин Ф.Р. Самомассаж мышц артикуляционного аппарата 3. Анищенкова Е.С. Речевая и пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников 4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е. Тра-ля-ля для язычка 5. Воробьева Т.А., Крупенчук О. Логопедические упражнения 6. Краузе Е.И. Логопедический массаж... и др.На протяжении всего времени работы над темой
Практический- Применение навыков на индивидуальных и подгрупповых занятиях - Консультации для воспитателей и родителей - Обследование подвижности артикуляционного аппарата и звукопроизношения детей - Мониторинг развития артикуляционной моторики у детей - Изготовление и пополнение наглядного материала - Оформление картотеки артикуляционных упражнений - Оценка эффективности (отчет) - Оформление информации для родителей (стенды, буклеты, памятки) - Проведение консультаций по темеВ течение всего периода реализации
ЗаключительныйОбобщение опыта. Пополнение фонда логопедического кабинета методическими материалами. Размещение информации на сайте МБДОУ.По завершению работы над темой

План работы

№ п/пСодержание работыСроки реализации
1Изучение методической литературы. Изучение интернет-ресурсов.В течение всего времени работы над темой
2Обследование подвижности артикуляционного аппарата и звукопроизношения детей.Сентябрь
3Обследование общей и мелкой моторики.Сентябрь
4Применение: - артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях - упражнений на развитие мелкой моторики - упражнений на выработку правильной воздушной струиВ течение года
5Изготовление и пополнение наглядного материала: - по артикуляционной, пальчиковой гимнастике - по выработке правильной воздушной струиВ течение всего времени работы над темой
6Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты)В течение всего времени работы над темой
7Материал для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» на сайте МБДОУВ течение всего времени работы над темой
8Проведение консультаций для воспитателей: - «Техника выполнения артикуляционной гимнастики» - «Варианты использования дыхательной гимнастики» - «Пальчиковые игры»В течение всего времени работы над темой
9Оформление папок: - «Артикуляционная гимнастика» - «Дыхательные упражнения» - «Пальчиковые игры»В течение всего времени работы над темой
10Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие артикуляционной, мелкой моторики, развитие дыхания у детей с нарушениями речи...»По завершению работы над темой

📚 Литература

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.
    Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М.: Гном-Пресс, 2000.

  2. Архипова Е.Ф., Блыскина Н.В., Микляева И.В., профессор Ауглин Ф.Р.
    Самомассаж мышц артикуляционного аппарата.

  3. Анищенкова Е.С.
    Речевая и пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — Родничок.

  4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.И.
    ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.

  5. Воробьева Т.А., Крупенчук О.
    Логопедические упражнения.

  6. Краузе Е.Н.
    Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

  7. Куликовская Т.Л.
    Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

  8. Косинова Е.
    Гимнастика для развития речи.

  9. Нищева Н.В.
    Веселая артикуляционная гимнастика.

  10. Новиковская О.А.
    Веселая зарядка для язычка и др.