Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОО
Цель
Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
Задачи
- Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
- Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
- Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
- Формирование произносительных умений и навыков.
- Устранять дефектное звукопроизношение.
- Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
- Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Обоснование выбранной темы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры — социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.
К завершению дошкольного образования ребёнок должен хорошо понимать устную речь и уметь выражать свои мысли и желания. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.
Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Однако информационная плотность дошкольной ступени обучения и подготовка детей к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач. Требуется поиск таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны и при этом не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение. Следовательно, игровое общение — это необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игра, на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание и, главное, стимулирует речь.
Актуальность темы
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана.
Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приёмов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей с речевыми нарушениями. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
- Недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- Недоразвитие фонематического восприятия;
- Нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- Грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
- Отклонения в нервно-психической сфере.
- Снижение уровня познавательной активности;
- Отклонения в поведении детей.
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Этапы работы
1-й этап — подготовительный: постановка цели и задач, изучение литературы и интернет-ресурсов по данному вопросу, определение направлений, объекта, предмета и методов исследования, подбор методического и дидактического материала;
2-й этап — основной: использование универсальных логопедических игр при коррекции речи детей с ТНР, создание картотеки игр;
3-й этап — заключительный: диагностирование детей, систематизация полученных данных, анализ итогов и их оформление в методические продукты.
Предполагаемый результат
Применение навыков детьми с нарушениями речи фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.
Форма самообразования
Индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме;
- Посещение РМО учителей-логопедов ДОУ;
- Посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- Самоанализ и самооценка;
- Совместная работа с педагогами и родителями;
- Подбор методических пособий и дидактических игр по теме;
- Обобщение результатов.
Планирование профессионально-педагогической деятельности
№ | Задача | Срок |
---|---|---|
1 | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу | В течение учебного года |
2 | Разработать практико-ориентировочный проект: «Веселый ветерок» на тему: «Использование дыхательных игровых упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте». | Октябрь |
3 | Работа с родителями: - Оформление папки-передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» - Индивидуальные консультации для родителей - Оформление памятки для родителей: «Упражнения для развития речевого дыхания» | Февраль–май |
4 | Работа с педагогами группы: 1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» | Март |
5 | Работа с детьми: - Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально–подгрупповых занятиях - Артикуляционные игры - Игры для развития мелкой и общей моторики - Игровые комплексы дыхательной гимнастики - Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи | В течение года |
Пополнение методической копилки педагога
-
Создание картотек игр для индивидуальных подгрупповых занятий
-
Картотека игр на развитие речевого дыхания, силы голоса и ритма речи:
- «Подуй на снежинку»
- «Подуй на вертушку»
- «Подуй на чай»
- «Чья птичка дальше улетит»
- «Летающие насекомые»
- «Бабочка лети!»
-
Картотека игр на развитие словарного запаса:
- «Рассели насекомых» — упражнения на понимание и использование в речи предлогов «над», «под», ориентировка в пространстве («слева-справа»), закрепление понятий «между», «около», «перед»
- «ОН, ОНА, ОНО, ОНИ» — цель: упражнять детей в классификации и соотнесении существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря подбором слов
- «МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ» — цель: упражнять в согласовании притяжательных местоимений с именами существительными в роде и числе
-
Изучение специальной литературы и материалов на сайтах:
- Детский портал «Солнышко» — solnet.ee
- Журнал «Логопед»
- logoped-sfera.ru
- Логопед.ру — logoped.ru
- Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика. М.: Издательство «АРКТИ», 2001
- Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — сайт logorina.ru
- Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото — сайт logorina.ru
- Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. М.: ООО Издательство «Эксмо», 2014