Перейти к основному содержимому

Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОО

Цель

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.


Задачи

  • Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
  • Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
  • Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
  • Формирование произносительных умений и навыков.
  • Устранять дефектное звукопроизношение.
  • Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
  • Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

Обоснование выбранной темы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры — социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

К завершению дошкольного образования ребёнок должен хорошо понимать устную речь и уметь выражать свои мысли и желания. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Однако информационная плотность дошкольной ступени обучения и подготовка детей к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач. Требуется поиск таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны и при этом не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение. Следовательно, игровое общение — это необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игра, на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание и, главное, стимулирует речь.


Актуальность темы

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана.

Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приёмов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей с речевыми нарушениями. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

  1. Недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  2. Недоразвитие фонематического восприятия;
  3. Нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  4. Грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  5. Отклонения в нервно-психической сфере.
  6. Снижение уровня познавательной активности;
  7. Отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.


Этапы работы

1-й этап — подготовительный: постановка цели и задач, изучение литературы и интернет-ресурсов по данному вопросу, определение направлений, объекта, предмета и методов исследования, подбор методического и дидактического материала;

2-й этап — основной: использование универсальных логопедических игр при коррекции речи детей с ТНР, создание картотеки игр;

3-й этап — заключительный: диагностирование детей, систематизация полученных данных, анализ итогов и их оформление в методические продукты.


Предполагаемый результат

Применение навыков детьми с нарушениями речи фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.


Форма самообразования

Индивидуальная.


Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • Изучение литературы по теме;
  • Посещение РМО учителей-логопедов ДОУ;
  • Посещение педсоветов, семинаров, конференций;
  • Самоанализ и самооценка;
  • Совместная работа с педагогами и родителями;
  • Подбор методических пособий и дидактических игр по теме;
  • Обобщение результатов.

Планирование профессионально-педагогической деятельности

ЗадачаСрок
1Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работуВ течение учебного года
2Разработать практико-ориентировочный проект: «Веселый ветерок» на тему: «Использование дыхательных игровых упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».Октябрь
3Работа с родителями: - Оформление папки-передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» - Индивидуальные консультации для родителей - Оформление памятки для родителей: «Упражнения для развития речевого дыхания»Февраль–май
4Работа с педагогами группы: 1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»Март
5Работа с детьми: - Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально–подгрупповых занятиях - Артикуляционные игры - Игры для развития мелкой и общей моторики - Игровые комплексы дыхательной гимнастики - Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речиВ течение года

Пополнение методической копилки педагога

  1. Создание картотек игр для индивидуальных подгрупповых занятий

  2. Картотека игр на развитие речевого дыхания, силы голоса и ритма речи:

    • «Подуй на снежинку»
    • «Подуй на вертушку»
    • «Подуй на чай»
    • «Чья птичка дальше улетит»
    • «Летающие насекомые»
    • «Бабочка лети!»
  3. Картотека игр на развитие словарного запаса:

    • «Рассели насекомых» — упражнения на понимание и использование в речи предлогов «над», «под», ориентировка в пространстве («слева-справа»), закрепление понятий «между», «около», «перед»
    • «ОН, ОНА, ОНО, ОНИ» — цель: упражнять детей в классификации и соотнесении существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря подбором слов
    • «МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ» — цель: упражнять в согласовании притяжательных местоимений с именами существительными в роде и числе
  4. Изучение специальной литературы и материалов на сайтах:

    • Детский портал «Солнышко» — solnet.ee
    • Журнал «Логопед»
    • logoped-sfera.ru
    • Логопед.ру — logoped.ru
    • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика. М.: Издательство «АРКТИ», 2001
    • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — сайт logorina.ru
    • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото — сайт logorina.ru
    • Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. М.: ООО Издательство «Эксмо», 2014