Перейти к основному содержимому

Использование нетрадиционных методик в коррекционно-образовательной работе логопеда

Логопедический проект

Учитель-логопед: Слободчикова Л.А.


Логопедический проект

«Применение камешков Марблс в коррекционно-образовательной работе логопеда»


Содержание:

  1. Актуальность
  2. Проблема
  3. Цель проекта
  4. Задачи проекта
  5. Тип проекта
  6. Участники проекта
  7. Методы работы
  8. Ожидаемый результат
  9. Результат проекта
  10. Практическая значимость проекта
  11. Заключение

1. Актуальность

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками:

  • «Мастер на все руки»
  • «Золотые руки»
  • «Глаза боятся, а руки делают»
  • «Как рукой сняло» и т.д.

Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал:

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и особенно для речевого развития.

  • О.С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
  • М.М. Кольцова считала, что

    «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук».
    Она рекомендовала стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

  • В.В. Цвынтарный также выводил прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук:

    «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие».
    Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Важность проблемы вызвала необходимость применить новые, нетрадиционные методы для развития мелкой моторики рук у детей.

2. Проблема

Согласно данным мониторинга на начало учебного года, уровень развития мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья находился на низком уровне. Важность проблемы вызвала необходимость целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у данной категории детей через игры и упражнения с камешками Марблс.

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода — это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

И передо мной возникла проблема:
Как сформировать данные целевые ориентиры у дошкольников с ОНР?
Как поддерживать интерес на занятиях?
Какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным?

Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.


3. Цель проекта

  • Развивать пальчиковую моторику рук, используя нетрадиционные методы.
  • Повысить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, применяя игры с камешками Марблс.
  • Повысить эффективность работы по развитию мелкой моторики детей с особыми образовательными потребностями посредством игр и упражнений с камешками Марблс.

4. Задачи проекта

  • Изучить специальную научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по использованию камешков Марблс в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
  • Создать педагогические условия для развития речи у детей-логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук.
  • Развивать творческое воображение.
  • Развивать у дошкольников ориентировку в пространстве и на листе бумаги.
  • Развивать все компоненты речевой деятельности дошкольников.
  • Разработать систему применения игр и упражнений с камешками Марблс в ходе логопедической работы.
  • Формировать психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

Коррекционные задачи:

  • Целенаправленно формировать высшие психические функции (ВПФ).
  • Обогащать и расширять словарный запас детей.

5. Тип проекта

  • По доминирующей деятельности: практико-ориентировочный, творческий
  • По продолжительности: долгосрочный
  • По количеству детей: индивидуальные, подгрупповые
  • По самостоятельности: под руководством учителя-логопеда
  • Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий
  • По характеру контактов: внутри ДОО

6. Участники проекта

  • Дети с нарушениями речи
  • Учитель-логопед
  • Воспитатели
  • Родители

7. Методы работы

  • Словесные методы: устные и печатные
  • Игровые методы: дидактические
  • Наглядные методы: методы иллюстраций и метод демонстраций
  • Практические методы: игры и упражнения, экспериментирование с камешками, лепка, рисование и т.д.

8. Ожидаемый результат

Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать:

  1. Успешному развитию у детей с ОВЗ коммуникативных навыков
  2. Развитию мелкой моторики
  3. Совершенствованию звукопроизношения и грамматически связанной речи детей
  4. Повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей
  5. Созданию в логопедическом кабинете и в группах развивающей среды с использованием камешков Марблс

9. Результат проекта

  • Картотека игр и упражнений «Волшебные камешки»
  • Картотека шаблонов для выкладывания камешками Марблс
  • Консультация для родителей «Обучающие игры с камешками Марблс»
  • У детей повысился интерес к речевым играм и упражнениям
  • Повышена профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе использования камешков Марблс в воспитательно-образовательном процессе
  • Логопедический кабинет пополнен играми и пособиями с камешками Марблс

10. Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться для всех детей:

  • как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте,
  • а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

В каждой группе есть дети, которым трудно усидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя. А проведение игр с камешками Марблс, или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого, делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность.


11. Заключение

Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, становится:

  • более динамичной,
  • эмоциональной,
  • разнообразной.

Занятия становятся для детей интересными, увлекательными и не утомительными.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет:

  • стимулировать ребенка,
  • создавать благоприятный эмоциональный фон,
  • повышать эффективность коррекционного воздействия.

Камешки Марблс — это инновационный, универсальный материал, который рекомендуется использовать:

  • учителям-логопедам,
  • воспитателям,
  • а также родителям — для организации развивающих занятий дома.

Список литературы

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3–7 лет. Ярославль, 2001.
  2. Вольнова Л.Н. Движение — мысль — слово. Пермь, 1999.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1986.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
  7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М., 1973.
  8. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.