Использование нетрадиционных методик в коррекционно-образовательной работе логопеда
Логопедический проект
Учитель-логопед: Слободчикова Л.А.
Логопедический проект
«Применение камешков Марблс в коррекционно-образовательной работе логопеда»
Содержание:
- Актуальность
- Проблема
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Тип проекта
- Участники проекта
- Методы работы
- Ожидаемый результат
- Результат проекта
- Практическая значимость проекта
- Заключение
1. Актуальность
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками:
- «Мастер на все руки»
- «Золотые руки»
- «Глаза боятся, а руки делают»
- «Как рукой сняло» и т.д.
Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал:
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и особенно для речевого развития.
- О.С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
- М.М. Кольцова считала, что
«морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук».
Она рекомендовала стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. - В.В. Цвынтарный также выводил прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук:
«Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие».
Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод:
Дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.
Важность проблемы вызвала необходимость применить новые, нетрадиционные методы для развития мелкой моторики рук у детей.
2. Проблема
Согласно данным мониторинга на начало учебного года, уровень развития мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья находился на низком уровне. Важность проблемы вызвала необходимость целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у данной категории детей через игры и упражнения с камешками Марблс.
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода — это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
И передо мной возникла проблема:
Как сформировать данные целевые ориентиры у дошкольников с ОНР?
Как поддерживать интерес на занятиях?
Какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным?
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.
3. Цель проекта
- Развивать пальчиковую моторику рук, используя нетрадиционные методы.
- Повысить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, применяя игры с камешками Марблс.
- Повысить эффективность работы по развитию мелкой моторики детей с особыми образовательными потребностями посредством игр и упражнений с камешками Марблс.
4. Задачи проекта
- Изучить специальную научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по использованию камешков Марблс в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
- Создать педагогические условия для развития речи у детей-логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать у дошкольников ориентировку в пространстве и на листе бумаги.
- Развивать все компоненты речевой деятельности дошкольников.
- Разработать систему применения игр и упражнений с камешками Марблс в ходе логопедической работы.
- Формировать психолого-педагогическую компетенцию педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
Коррекционные задачи:
- Целенаправленно формировать высшие психические функции (ВПФ).
- Обогащать и расширять словарный запас детей.
5. Тип проекта
- По доминирующей деятельности: практико-ориентировочный, творческий
- По продолжительности: долгосрочный
- По количеству детей: индивидуальные, подгрупповые
- По самостоятельности: под руководством учителя-логопеда
- Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий
- По характеру контактов: внутри ДОО
6. Участники проекта
- Дети с нарушениями речи
- Учитель-логопед
- Воспитатели
- Родители
7. Методы работы
- Словесные методы: устные и печатные
- Игровые методы: дидактические
- Наглядные методы: методы иллюстраций и метод демонстраций
- Практические методы: игры и упражнения, экспериментирование с камешками, лепка, рисование и т.д.
8. Ожидаемый результат
Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать:
- Успешному развитию у детей с ОВЗ коммуникативных навыков
- Развитию мелкой моторики
- Совершенствованию звукопроизношения и грамматически связанной речи детей
- Повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей
- Созданию в логопедическом кабинете и в группах развивающей среды с использованием камешков Марблс
9. Результат проекта
- Картотека игр и упражнений «Волшебные камешки»
- Картотека шаблонов для выкладывания камешками Марблс
- Консультация для родителей «Обучающие игры с камешками Марблс»
- У детей повысился интерес к речевым играм и упражнениям
- Повышена профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе использования камешков Марблс в воспитательно-образовательном процессе
- Логопедический кабинет пополнен играми и пособиями с камешками Марблс
10. Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться для всех детей:
- как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте,
- а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
В каждой группе есть дети, которым трудно усидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя. А проведение игр с камешками Марблс, или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого, делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность.
11. Заключение
Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, становится:
- более динамичной,
- эмоциональной,
- разнообразной.
Занятия становятся для детей интересными, увлекательными и не утомительными.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет:
- стимулировать ребенка,
- создавать благоприятный эмоциональный фон,
- повышать эффективность коррекционного воздействия.
Камешки Марблс — это инновационный, универсальный материал, который рекомендуется использовать:
- учителям-логопедам,
- воспитателям,
- а также родителям — для организации развивающих занятий дома.
Список литературы
- Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3–7 лет. Ярославль, 2001.
- Вольнова Л.Н. Движение — мысль — слово. Пермь, 1999.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1986.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М., 1973.
- Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.