Перейти к основному содержимому

Отчет о проведении муниципального смотра-конкурса: «Юный эколог 2021».

Проектно-исследовательская часть.
Проект «Птицы нашего края»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
тел. 64-53-16
г. Солнечногорск, ул. Баранова, д.3


Выполнил: учитель-логопед Слободчикова Л.А.

г. Солнечногорск


Аннотация проекта

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
В. А. Сухомлинский

Живой мир природы – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Именно дошкольное детство является наиболее благоприятным для формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Ведь в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям.

Поэтому тема проекта «…» была выбрана не случайно. Ведь птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Реализация данного проекта обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, общая и мелкая моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.

Актуальность проекта

Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы.

Поэтому, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, стараюсь применять разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребёнка. Внимание, память, мышление — основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Вместе с тем окружающая природа — источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.

Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена тем, что:

  • дети не всегда умеют правильно и грамотно выразить свою мысль, оформить ее в связное высказывание;
  • у детей недостаточно сформирована монологическая речь;
  • отмечены затруднения в составлении рассказов по картинкам, по серии сюжетных картинок, описательные рассказы, рассказы с опорой на личный опыт;
  • дети недостаточно владеют обобщающими понятиями;
  • не умеют описывать предметы;
  • владеют скудным словарным запасом;
  • не умеют образовывать сложные слова;
  • встречаются аграмматизмы в речи детей.

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели.

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
  2. Развивать речевые и творческие способности детей.
  3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
  4. Увеличить объем коррекционного воздействия.
  5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
  6. Уточнить и активизировать словарь детей по теме.
  7. Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме.
  8. Развивать зрительное внимание, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Ожидаемый результат:

  1. Использование данного метода в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
  2. Формированию полноценной развитой речи.
  3. Формированию артикуляционной моторики.
  4. Развитию правильного речевого дыхания.
  5. Развитию фонематических процессов.
  6. Развитию познавательных процессов, которые тесно связаны с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
  7. Обогащению словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе.
  8. Развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.

Эффективность данных результатов:

Для детей:

  • формирование полноценной развитой речи,
  • совершенствование звуковой стороны речи,
  • развитие фонематического слуха,
  • формирование лексико-грамматических средств языка,
  • развитие диалогической и монологической речи,
  • формирование артикуляционной моторики,
  • развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов,
  • усвоение правильного звукопроизношения,
  • развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания,
  • положительная динамика речевого развития.

Для педагогов:

  • положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность собственной деятельностью;
  • повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.

Формы реализации проекта:

  • практический – упражнения и игровые методы;
  • словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово;
  • словесные приемы – объяснение, пояснение;
  • наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, анализ;
  • ресурсное обеспечение проекта – дидактические игры, сюжетные картинки по теме, слайды, рассказы, презентации.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):

  • создание необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей;
  • организация развивающей среды;
  • перспективное планирование проекта;
  • подбор литературы, разработка и накопление методических материалов по теме;
  • связь со специалистами д/сада;
  • оформление наглядной информации для родителей.

II. Основной этап (практический):

  • проведение КОД с детьми по данной теме.

Перспективный план мероприятий с детьми по реализации проекта: «Птицы нашего края».

Срок проведения мероприятий по проекту "Птицы нашего края"

День неделиГруппаВид деятельностиМероприятиеЦель КОДОтветственные
ПонедельникмладшаяКоммуникативная, коррекционно-образовательнаяИгры: «Послушный ветерок», «Подуй на птичку», «Лети птичка», «Найди птичку», «Пальчиковые шаги», «Где птички?», «Собери птичку», «Угадай-ка»Развитие дыхания, моторики, внимания, восприятия целостного образа предмета, подражательных способностей, кинестетических ощущенийУчитель-логопед
ВторниксредняяКоммуникативная, коррекционно-образовательнаяИгры: «Кого не стало?», «Телефон», «Отгадай загадку», «Кто, где сидит?»Развитие зрительного внимания, грамматического строя речи, фонематического слуха, речевой памяти, навыков построения предложенийУчитель-логопед
СредастаршаяКоммуникативная, коррекционно-образовательнаяИгры: «Назови часть тела птички», «Кто как голос подает?», «Попробуй сосчитай», «Один-много», «1-2-5», «Большой-маленький»Обогащение словаря, согласование числительных с существительными, употребление родительного падежа, образование уменьшительных формУчитель-логопед
ЧетвергподготовительнаяКоммуникативная, коррекционно-образовательнаяИгры: «Кому, что дадим?», «Путешествие синички», «Чей хвост? Чья голова?», «Собери словечко», «Спрячь слово в ладошки», «Назови одним словом»Образование слов разных частей речи, согласование слов в предложении, развитие связной речи, составление рассказа по схемеУчитель-логопед
Пятницавсе группыКоммуникативная, коррекционно-образовательнаяСказкаРазвитие монологической и диалогической речи, интонационной выразительностиУчитель-логопед

III. Заключительный этап

Инсценировка сказки:
«День Рождения Снегиря»
Автор: музыкальный руководитель Шершень Л.А.

Младшая группа

Игра: «Подуй на птичку»
Цель:

  • Развитие физиологического и речевого дыхания.
  • Приобретение детьми навыков дифф-ции носового и ротового дыхания, зффективности использования речевого дыхания.
  • Формирование силы, плавности и направленности воздушной струи.

Игра: «Собери картинку»
Цель:

  • Развитие представлений детей о частях и целосности предметов.
  • Формирование логического мышления.
  • Формирование внимательности, памяти, воображения.

Средняя группа

Игра: «Телефон»
Цель:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие речевой памяти.
  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Игра: «Назови ласково»
Мячик маленький поймай
Да словечком приласкай.

Цель:

  • Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суф-ми.
  • Активизация словаря детей.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.

Старшая группа

Игра: «Назови, не ошибись»
Цель:

  • Активизация и обогащение словаря детей.
  • Диф-ция перелетных и зимующих птиц.
  • Активизация словаря глаголов.
  • Активизация словаря признаков.

Игра: «Раскрась птичку»
Цель:

  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие координации движений пальцев рук.
  • Развитие ориентировки на плоскости.
  • Запоминание основных цветов.
  • Развитие внимания и памяти.

Подготовительная группа

Игра: «1-2-5»
Цель:

  • Согласование чис-х с сущ-ми в роде, числе и падеже.
  • Образование сущ-х мн. числа.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Расширение словаря по теме.

Игра: «Путешествие снегиря»
Цель:

  • Образование глаголов с помощью приставок.
  • Употребление предлогов.
  • Образование сложных слов.
  • Образование притяжательных прилагательных.
  • Образование сущ-х в разных падежах.