Отчет о проведении муниципального смотра-конкурса: «Юный эколог 2021».
Проектно-исследовательская часть.
Проект «Птицы нашего края»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
тел. 64-53-16
г. Солнечногорск, ул. Баранова, д.3
Выполнил: учитель-логопед Слободчикова Л.А.
г. Солнечногорск
Аннотация проекта
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
— В. А. Сухомлинский
Живой мир природы – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Именно дошкольное детство является наиболее благоприятным для формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Ведь в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям.
Поэтому тема проекта «…» была выбрана не случайно. Ведь птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Реализация данного проекта обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, общая и мелкая моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.
Актуальность проекта
Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы.
Поэтому, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, стараюсь применять разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребёнка. Внимание, память, мышление — основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Вместе с тем окружающая природа — источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена тем, что:
- дети не всегда умеют правильно и грамотно выразить свою мысль, оформить ее в связное высказывание;
- у детей недостаточно сформирована монологическая речь;
- отмечены затруднения в составлении рассказов по картинкам, по серии сюжетных картинок, описательные рассказы, рассказы с опорой на личный опыт;
- дети недостаточно владеют обобщающими понятиями;
- не умеют описывать предметы;
- владеют скудным словарным запасом;
- не умеют образовывать сложные слова;
- встречаются аграмматизмы в речи детей.
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
- Развивать речевые и творческие способности детей.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
- Увеличить объем коррекционного воздействия.
- Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- Уточнить и активизировать словарь детей по теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме.
- Развивать зрительное внимание, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Ожидаемый результат:
- Использование данного метода в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Формированию полноценной развитой речи.
- Формированию артикуляционной моторики.
- Развитию правильного речевого дыхания.
- Развитию фонематических процессов.
- Развитию познавательных процессов, которые тесно связаны с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
- Обогащению словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе.
- Развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.
Эффективность данных результатов:
Для детей:
- формирование полноценной развитой речи,
- совершенствование звуковой стороны речи,
- развитие фонематического слуха,
- формирование лексико-грамматических средств языка,
- развитие диалогической и монологической речи,
- формирование артикуляционной моторики,
- развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов,
- усвоение правильного звукопроизношения,
- развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания,
- положительная динамика речевого развития.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.
Формы реализации проекта:
- практический – упражнения и игровые методы;
- словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово;
- словесные приемы – объяснение, пояснение;
- наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, анализ;
- ресурсное обеспечение проекта – дидактические игры, сюжетные картинки по теме, слайды, рассказы, презентации.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
- создание необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей;
- организация развивающей среды;
- перспективное планирование проекта;
- подбор литературы, разработка и накопление методических материалов по теме;
- связь со специалистами д/сада;
- оформление наглядной информации для родителей.
II. Основной этап (практический):
- проведение КОД с детьми по данной теме.
Перспективный план мероприятий с детьми по реализации проекта: «Птицы нашего края».
Срок проведения мероприятий по проекту "Птицы нашего края"
День недели | Группа | Вид деятельности | Мероприятие | Цель КОД | Ответственные |
---|---|---|---|---|---|
Понедельник | младшая | Коммуникативная, коррекционно-образовательная | Игры: «Послушный ветерок», «Подуй на птичку», «Лети птичка», «Найди птичку», «Пальчиковые шаги», «Где птички?», «Собери птичку», «Угадай-ка» | Развитие дыхания, моторики, внимания, восприятия целостного образа предмета, подражательных способностей, кинестетических ощущений | Учитель-логопед |
Вторник | средняя | Коммуникативная, коррекционно-образовательная | Игры: «Кого не стало?», «Телефон», «Отгадай загадку», «Кто, где сидит?» | Развитие зрительного внимания, грамматического строя речи, фонематического слуха, речевой памяти, навыков построения предложений | Учитель-логопед |
Среда | старшая | Коммуникативная, коррекционно-образовательная | Игры: «Назови часть тела птички», «Кто как голос подает?», «Попробуй сосчитай», «Один-много», «1-2-5», «Большой-маленький» | Обогащение словаря, согласование числительных с существительными, употребление родительного падежа, образование уменьшительных форм | Учитель-логопед |
Четверг | подготовительная | Коммуникативная, коррекционно-образовательная | Игры: «Кому, что дадим?», «Путешествие синички», «Чей хвост? Чья голова?», «Собери словечко», «Спрячь слово в ладошки», «Назови одним словом» | Образование слов разных частей речи, согласование слов в предложении, развитие связной речи, составление рассказа по схеме | Учитель-логопед |
Пятница | все группы | Коммуникативная, коррекционно-образовательная | Сказка | Развитие монологической и диалогической речи, интонационной выразительности | Учитель-логопед |
III. Заключительный этап
Инсценировка сказки:
«День Рождения Снегиря»
Автор: музыкальный руководитель Шершень Л.А.
Младшая группа
Игра: «Подуй на птичку»
Цель:
- Развитие физиологического и речевого дыхания.
- Приобретение детьми навыков дифф-ции носового и ротового дыхания, зффективности использования речевого дыхания.
- Формирование силы, плавности и направленности воздушной струи.
Игра: «Собери картинку»
Цель:
- Развитие представлений детей о частях и целосности предметов.
- Формирование логического мышления.
- Формирование внимательности, памяти, воображения.
Средняя группа
Игра: «Телефон»
Цель:
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие речевой памяти.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
Игра: «Назови ласково»
Мячик маленький поймай
Да словечком приласкай.
Цель:
- Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суф-ми.
- Активизация словаря детей.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
Старшая группа
Игра: «Назови, не ошибись»
Цель:
- Активизация и обогащение словаря детей.
- Диф-ция перелетных и зимующих птиц.
- Активизация словаря глаголов.
- Активизация словаря признаков.
Игра: «Раскрась птичку»
Цель:
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие координации движений пальцев рук.
- Развитие ориентировки на плоскости.
- Запоминание основных цветов.
- Развитие внимания и памяти.
Подготовительная группа
Игра: «1-2-5»
Цель:
- Согласование чис-х с сущ-ми в роде, числе и падеже.
- Образование сущ-х мн. числа.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словаря по теме.
Игра: «Путешествие снегиря»
Цель:
- Образование глаголов с помощью приставок.
- Употребление предлогов.
- Образование сложных слов.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Образование сущ-х в разных падежах.