Отчёт о проведении недели логопедии
Учитель-логопед высшей квалификационной категории: Слободчикова Л.А.
Цель недели логопедии
Создание атмосферы радости, веселья, эмоционального благополучия в детском саду. В качестве основных методов использовались:
- логопедические игры;
- сказочные сюжеты и персонажи;
- воображаемые путешествия;
- игры-драматизации;
- рисунки, аппликации и другие творческие виды деятельности.
План мероприятий
День недели | Название мероприятия | Участники и педагоги |
---|---|---|
Понедельник | Развитие речи «Овощи. Составление описательных рассказов» | Подготовительная группа №1. Воспитатели: Кудичева В.В., Игнатьева Т.В. |
Вторник | Комплексное занятие «Радуга-дуга» | Старшая группа. Воспитатели: Воротникова С.О., Козырева Т.Ю. |
Среда | Логопедическое занятие «Разноцветная сказка» | Подготовительная группа №2. Логопед: Слободчикова Л.А. |
Четверг | Физкультурный досуг «В гости к радуге пойдём» | Инструктор по физ. воспитанию: Косых Н.И. |
Пятница | Музыкальное развлечение «Подарок Доброй Феи» | Музыкальный руководитель: Шершень Л.А. |
Логопедическое занятие «Разноцветная сказка»
Цели занятия:
1. Коррекционно-образовательные
- Закрепление представлений об осени и её признаках.
- Расширение и активизация словаря по теме «Осень».
- Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных, составление распространённых предложений.
2. Коррекционно-развивающие
- Развитие плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, координации речи и движения.
3. Коррекционно-воспитательные
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания и ответственности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Наборное полотно, мячики, корзина с листьями
- Сюжетные картинки по теме «Осень»
- Цветные полоски для радуги
- Игра «Разноцветные подарки»
Ход занятия
1. Организационный момент
Цель: Создание эмоционально-положительного фона. Формирование умения ходить с перешагиванием через предметы.
Логопед приглашает детей пройти и выйти на ковёр, организует приветствие. На ковре разложены 5 мячей на равном расстоянии друг от друга.
Логопед:
Представьте себе, что это не мячи, а лужи. Вам нужно перешагнуть через них, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагаем, высоко поднимая колени.
После выполнения:
Логопед:
Молодцы! Ловко справились, не промочили ноги. Садитесь за столы. Сегодня мы будем говорить о ярких красках осени.
2. Беседа об осени с рассматриванием картинок
Цель:
- Составление предложений по картинкам.
- Распространение предложений прилагательными.
- Уточнение и активизация словаря по теме «Осень».
- Совершенствование грамматического строя речи.
На наборное полотно помещаются несколько сюжетных картинок.
Логопед:
Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал художник?
Дети:
Осень.
Логопед:
А теперь расскажите, что изображено на каждой картинке. Только полными предложениями.
Коррекция, уточнение, работа с прилагательными.
Примеры:
- Осенью часто идёт дождь.
- Люди одеваются в тёплую одежду.
- Листья опадают с деревьев.
- Дни становятся короче, а ночи — длиннее.
3. Упражнение «Разноцветные листочки»
Цель: Пополнение словаря относительными прилагательными.
Логопед показывает корзинку с листьями.
Логопед:
Посмотрите, какие красивые, резные, разноцветные листья я собрала. Выберите по одному, скажите, с какого он дерева и какого цвета.
Примеры диалогов:
- Ребёнок: Это оранжевый лист клёна.
Логопед: Верно. Это оранжевый кленовый листок. - Ребёнок: У меня жёлтый лист берёзы.
Логопед: Это жёлтый берёзовый листок.
Затем логопед предлагает взять жёлтый листочек рябины и проговорить его название.
4. Упражнение «Осенние листочки»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
Инструкция логопеда:
- Встать, положить листочек на ладонь.
- Поднести ладонь к губам, отодвинуть немного от лица.
- Сделать вдох (плечи не поднимаем), вытянуть губы трубочкой.
- Дуть на листочек, чтобы он закружился.
5. Физминутка
Мы по улице шагаем, (шагают)
Выше ноги поднимаем. (маршируют, высоко поднимая колени)
Через лужи не пойдём, (жест рукой в сторону)
Лужу мы перешагнём. (шагают в сторону)
Дождь стучит по крыше так: (три хлопка слева и справа)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!
Не промокнем я и ты — (жест на себя, руки вперёд)
Открываются зонты. (руки вверх)
Дождик быстро прекратился, (руки опускаются)
В радугу он превратился. (встать на носочки, руки вверх)
6. Упражнение «Прохлопай слова»
Цель: Передача ритмического рисунка слова.
Примеры:
- Логопед: Прохлопаю слово дож-ди.
- Дети: Кус-ты, ря-би-на, дуб.
7. Игры на пополнение и активизацию словаря
Игра «Назови цвет»
Логопед:
Я называю предмет и бросаю мяч. Вы возвращаете его и называете цвет предмета.
Примеры:
- Ёлка — зелёная
- Апельсин — оранжевый
- Снег — белый
- Солнце — жёлтое
Игра «Что такого цвета?»
Логопед:
Я называю цвет, а вы — предметы, которые могут быть такого цвета.
Примеры:
- Красный: шар, флаг, цветок
- Жёлтый: банан, цыплёнок
- Синий: море, мяч
- Зелёный: трава, огурец
Игра «Бывает — не бывает»
Правила:
Если сочетание предмета и цвета существует — хлопаем в ладоши. Если нет — молчим.
Примеры:
- Красный бант ✅
- Рыжий кот ✅
- Зелёный тигр ❌
- Серая кошка ✅
- Розовый гвоздь ❌
8. Развитие связной речи. Стихотворение
Логопед читает:
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным...
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
9. «Разноцветная сказка»
Чтение сказки + работа с иллюстрацией.
Девочка Маша надела разноцветный плащ и вышла на улицу. День был солнечным... (и далее по тексту).
Обсуждение:
- О чём сказка?
- Какие цвета упоминались?
- Что увидела девочка?
- Какой получилась картина?
Задание:
Сложить из полосок радугу (память, логика, восприятие цвета).
Финал
Краски сегодня ужасно устали,
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски —
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная — вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета!
Дети проговаривают:
Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
Итог
Участие детей с речевой патологией в Неделе логопедии помогло им:
- раскрепоститься,
- приобрести опыт публичных выступлений,
- обогатиться новыми эмоциями,
- научиться выполнять правила совместной деятельности,
- принимать участие в играх и действиях в игровой форме.
Такая работа способствует всестороннему речевому развитию и формированию положительной мотивации к обучению.