Памятка для родителей: знания и умения ребенка к 6 годам
Уважаемые родители!
Предлагаю вам ознакомиться с перечнем знаний и умений ребенка в возрасте 6 лет.
Нашим детям остался всего один год до школы — время пролетит очень быстро!
1. Представления о себе и семье
- Название частей тела, лица, пальцев.
- Кто ты в своей семье? (сын, дочь, ребенок, мальчик, девочка, внук, внучка, брат, сестра).
- Сколько тебе лет?
- Сколько человек в вашей семье? Назови имена членов семьи.
- Когда ты родился? (время года, месяц).
- Кем работает мама, папа?
- Где ты живешь? (адрес: город, улица, дом, квартира). В какой стране ты живешь? Главный город — столица?
2. Представления об окружающих предметах
- Что это? Кто это?
- Узнать предмет по характеристике, например: «то, из чего поливают цветы» — лейка.
- Назвать части предмета, например: у стула есть ножки, спинка, сиденье.
- Назвать детенышей, жилища животных и птиц.
- Знать названия деревьев, цветов, кустарников и т.д.
- Отличать диких животных от домашних, а растения — дикие от культурных.
3. Словесно-логическое мышление
Классификация предметов
- Назвать обобщающее слово: рубашка, куртка, юбка — одежда.
- Назвать предметы из группы: овощи — капуста, помидор.
- Найти «лишний» предмет: платье, туфли, носки, кофта.
Сравнение: найти сходства и отличия
- Чем отличается человек от куклы, самолет от птицы, круг от квадрата, ручей от лужи.
- Чем похожи яблоко, помидор, мяч.
Причинно-следственные связи
- Почему тает снег? Почему качаются деревья?
- Сколько зайцев прячется, если видно четыре уха?
4. Слух, зрение, внимание, память, речь
- Находить 10–15 отличий на двух похожих картинках.
- Точно копировать простой узор.
- Описывать по памяти картинку.
- Запоминать и повторять предложение из 5–6 слов.
- Выполнять графические диктанты (например: «одна клетка вверх, две клетки влево...»).
- Читать стихотворение наизусть, пересказывать сказку.
- Составлять рассказ по картинке.
5. Временные представления
- Части суток: утро, день, вечер, ночь.
- Последовательность: вчера, сегодня, завтра.
- Времена года: весна, лето, осень, зима.
- Дни недели от понедельника до воскресенья.
6. Математические представления
- Количественный и порядковый счет в пределах 10 (вперед и назад).
- Знание цифр от 0 до 9.
- Уравнивание групп предметов: сколько нужно добавить или убрать, чтобы стало поровну.
- Знание геометрических форм: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.
- Группировка предметов по форме.
- Составление и решение простых задач в пределах 10 на сложение и вычитание.
7. Представления о величине и пространстве
- Сравнивать длину, ширину, высоту с помощью условной мерки.
- Делить круг или квадрат на 2 и 4 равные части.
- Раскладывать предметы по размеру (возрастающая и убывающая последовательность).
- Оперировать понятиями: большой, меньше, еще меньше; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий.
- Ориентироваться в пространстве: вперед, назад, вправо, влево, близко, далеко, низко, высоко, между, за, перед, в, над, под, на.
8. Темы для бесед
- Твои любимые игры и занятия.
- Как послать письмо в другой город.
- Правила поведения пешехода. Как переходить улицу?
- Какие обязанности у тебя дома и в детском саду.
- Продукты питания: покупка, правила приготовления (мыть, чистить, крошить, варить, тушить, жарить, запекать).
- Как можно улучшить настроение человеку?
- Какие профессии есть в театре? (актер, костюмер, декоратор, режиссер).
- Что такое музей?
- Какая бывает погода?