Перейти к основному содержимому

Консультация для родителей: “Гиперактивность”

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медико-нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики и требующий комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической (с 5 до 10 лет).

Гиперактивность переходит в импульсивность и сохраняется во взрослой жизни. Это работа структур мозга, его не переделать, но можно приспособиться, зная признаки гиперактивности и работу с гиперактивными детьми. Для постановки диагноза необходимо наблюдать в течении 6 месяцев, но вы живете с детьми и можете отметить про себя, является ли ваш ребенок гиперактивным.

Диагностические критерии гиперактивности:

  1. Двигает кистями, стопами, кружится, вертится, стучит.
  2. Встает с места на занятии без спроса.
  3. Бесцельная активность.
  4. Не может спокойно, тихо играть.
  5. Находится в постоянном движении.
  6. Постоянно болтлив.
  7. Импульсивен – отвечает на вопросы, не дослушав их.
  8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристает к окружающим, вмешивается в беседы или игры других ребят.

Практические советы для родителей с гиперактивными детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношение к ребенку:

  • проявлять твердость и последовательность воспитания;
  • помнить, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
  • контролировать поведение ребенка, не навязывая жестких правил;
  • не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов “нет”, “нельзя” (например: «Сейчас же прекрати, перестань!»);
  • избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, с другой стороны завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданными способами
    (например: пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного);
  • повторите свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно произнес извинения за поступок (можно произнести за него, например: «Ты хочешь извиниться за свой поступок?”);
  • выслушайте до конца то, что хочет сказать ребенок (необходим контакт, ребенку надо чтобы его выслушали);

2. Изменение психологического климата в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно времени;
  • проводите досуг вместе с семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии детей.

3. Организация режима дня:

  • установите твердый распорядок дня ребенка и членов семьи;
  • оградите ребенка от длительных занятий на компьютере (норма 10 -15 мин. в день);
  • по возможности избегайте больших скоплений людей.

4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать знаковую систему, например – жетоны, фишки, медальки и т.д. – накопление определенного их количества и отражение их в какой-либо форме);
  • не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (в углу, на стуле штрафников, в определенном ограниченном месте);
  • чаще хвалите ребенка, т.к. дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;
  • воспитывайте у ребенка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией (предложите побить подушку, мягкую спортивную “грушу”);
  • постепенно расширяйте кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • не давайте ребенку одновременно несколько указаний или заданий.

Помните, что убедительные речи с гиперактивными детьми – это потерянное время.

Наиболее действенное средство – это убеждение через “тело” (не смотреть телевизор, не играть в компьютер, лишить удовольствия, лакомства).


Советы:

  • если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, не стоит бросаться к нему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам;
  • оценивайте отдельно поступок ребенка, а не его личность;
  • давайте понять ребенку, что ответственность за поступок лежит на нем.